Талисман на «Золотой маске». LIVE
Все об участии театра в фестивале премии «Золотая маска» в режиме реального времени.
31 октября 2019 года стало известно, что балет «Талисман» Бурятского театра оперы и балета был номинирован на престижную театральную премию «Золотая маска» сразу в трех номинациях.
Премьерный спектакль прошлого сезона – «Талисман» на музыку Риккардо Дриго – номинирован на премию в категории «Балет», его хореограф-постановщик Александр Мишутин – в категории «Работа балетмейстера». Исполнительница главной партии – дочери богов Нирити – солистка балетной труппы Бурятского театра оперы и балета Анна Петушинова претендует на «Золотую маску» в номинации «Балет-современный танец/Женская роль».
29 февраля «Талисман» будет показан в театре «Геликон-опера». А мы по традиции ведем дневник ответственных московских гастролей.
14:00 (мск) — И вот еще один отклик: «Да, в первом действии, особенно в начальных сценах, чувствовалось волнение (еще бы!), было видно, как ноги в пуантах дрожали, я внутренне почти заклинала (помня прошлогоднюю ситуацию с выступлением самарской труппы на ЗМ) – «девочки, не споткнитесь, не сорвитесь🙏🏻». А когда буквально ураганом вылетел из-за кулис бог ветра (Баир Жамбалов), то драйв захватил меня полностью, думаю, что и многих в зале.»
A post shared by Dilyara Ibragimova (@di_ibr) on Mar 1, 2020 at 2:40am PST
13:30 (мск) — «Команда бурятского балета смело справилась с интересной задачей, преодолевая местами ограничения в классе танцовщиков, но показав интересный и в своей целостности уникальный балет. Восточная сказка, любовь, вариации солистов, вариации для кордебалета, Петипа как талисман» — отзыв нашего московского зрителя.
13:00 (мск) — В сети появились первые отзывы на наш спектакль. На «Талисмане» побывала министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
10:00 (мск) — Не верится, но мы сделали это. Отыграли спектакль — и, кажется, все прошло успешно.
16:00 (мск) — Опубликовали второй эпизод видео-дневника. В нем Александр Мишутин, балетмейстер-постановщик «Талисмана», рассказывает о готовности артистов к ответственному выступлению (а оно уже через три часа!)
14:00 (мск) — Спектакль — через 5 часов! Скоро труппа выезжает в «Геликон-оперу». А мы предлагаем посмотреть небольшое видео-интервью с Александром Шобоговым, руководителем художественно-постановочной части, о том, как проходил монтаж декораций и что значит номинация на «Золотую маску» для всего театра.
00:00 (мск) — А вот и небольшой фотоотчет!
A post shared by Бурятский театр оперы и балета (@uuopera) on Feb 28, 2020 at 1:00pm PST
22:00 (мск) — Завершилась генеральная репетиция на сцене театра «Геликон-опера». Артистам предстоит хорошо отдохнуть перед завтрашним показом.
Представляем вам обновленный состав исполнителей на завтра:
Нирити – заслуженная артистка РБ Елена Хишиктуева
Вайю, бог ветра – народный артист РБ Баир Жамбалов
Нуреддин, магараджа – народный артист РБ Булыт Раднаев
Амравати, повелительница небесных духов, мать Нирити – заслуженная артистка РБ Анастасия Цыбенова
Акдар, царь Дели – Сергей Бородин
Дамаянти, его дочь – народная артистка РБ Баярма Цыбикова
Джамиль, оруженосец – Виталий Базаржапов
Кадаор, ткач – народный артист РБ Батор Надмитов
Наль, его сын – Вячеслав Намжилон
Нерилья, невеста Наля – заслуженная артистка РБ Маргарита Эрдыниева
4 стихии — заслуженная артистка РБ Евгения Цыренова, Алиса Шикина, Юлия Банзаракцаева, Оюна Кынзыбеева
Небесные духи, кашмиры, свита царя Акдара, воины Нуреддина, служанки, брамины, баядерки, факиры, невольницы, Бенгальские розы – артисты балета БГАТОиБ
За дирижерский пульт встанет Георгий Албегов.
13:00 (мск) — Смотрите сторис в нашем аккаунте в Инстаграме @uuopera — моменты с оркестровой репетиции в «Геликон-опере».
А вот немного про наши условия проживания в Москве.
11:30 (мск) — Больше информации о вынужденной замене.
10:30 (мск) — Артисты отправляются на репетицию в «Геликон-опера». Опробуем сцену театра, в котором выступим уже завтра.
Напомним, что показ балета «Талисман» пройдет в зале «Стравинский» столичного театра «Геликон-опера», расположившегося в самом центре Москвы — на Большой Никитской улице.
10:00 (мск) — Срочные новости.
С большим сожалением сообщаем, что Анна Петушинова по состоянию здоровья не сможет выступить 29 февраля в спектакле «Талисман».
Партию Нирити исполнит заслуженная артистка РБ Елена Хишиктуева.
9:00 (мск) — Начался второй день в Москве. Накануне ночью до Москвы добралась фура с декорациями, бутафорией и костюмами. Работа для доблестной художественно-постановочной части началась намного раньше 9-ти часов.
В эпоху быстрого контента все завязано на stories, которые мы выкладываем в Instagram. Поэтому советуем подписаться на наш аккаунт @uuopera и следить за обновлениями. Все истории о «Талисмане» на «Золотой маске» мы закрепляем в вечные сторис на главной странице (кликайте на значок с маской).
21:00 — Показ «Талисмана» в Геликон-опере станет седьмым по счету, а Москва четвертым городом, увидевшим уникальный спектакль. Интересными фактами делится Владимир Иринчеев, заместитель директора по развитию.
20:00 — Наши артисты уже перешли на московское время. Вовсю идут репетиции. Нет времени для отдыха!
Анна Петушинова на правительственном брифинге (январь 2020)
А мы пока напомним состав исполнителей:
Нирити – Анна Петушинова (номинант на премию «Золотая маска», интервью с солисткой читайте здесь)
Вайю, бог ветра – народный артист РБ Баир Жамбалов
Нуреддин, магараджа – народный артист РБ Булыт Раднаев
Амравати, повелительница небесных духов, мать Нирити – заслуженная артистка РБ Анастасия Цыбенова
Акдар, царь Дели – Сергей Бородин
Дамаянти, его дочь – народная артистка РБ Баярма Цыбикова
Джамиль, оруженосец – Виталий Базаржапов
Кадаор, ткач – народный артист РБ Батор Надмитов
Наль, его сын – Вячеслав Намжилон
Нерилья, невеста Наля – заслуженная артистка РБ Маргарита Эрдыниева
4 стихии:
заслуженная артистка РБ Евгения Цыренова,
заслуженная артистка РБ Елена Хишиктуева,
Алиса Шикина,
Юлия Банзаракцаева
Небесные духи, кашмиры, свита царя Акдара, воины Нуреддина, служанки, брамины, баядерки, факиры, невольницы, Бенгальские розы – артисты балета БГАТОиБ
Дирижировать оркестром будет Георгий Албегов, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, приглашенный дирижер филиала Мариинского театра во Владикавказе.
19:00 — А вот так проходил полет из Улан-Удэ в Москву.
Источник
Эксперты — о балете «Талисман»: «У вас хорошие шансы на «Золотую маску»
15 апреля 2020 года в Москве должна была состояться церемония вручения премии «Золотая маска», в числе номинантов — «Талисман» Бурятского театра оперы и балета.
Прошло полтора месяца с тех пор, как «Талисман» стал номинантом премии «Золотая маска» не только на бумаге, но и в осязаемом воплощении, сверкнув для экспертной комиссии, критиков и московской публики на сцене «Геликон-оперы». Достаточный срок, чтобы успокоиться, переварить произошедшее, и оценить громкое событие не в формате бессознательного восторга, а с точки зрения важности момента в историческом плане. Не судите строго, ведь осознание того, что улан-удэнский балет, пусть на короткий отрезок времени пока жюри самой престижной театральной премии страны определит лауреатов «Золотой маски»-2020, встал в один ряд с иконами жанра вызывает благоговейный трепет.
Большой, Мариинка, Театр имени Немировича-Данченко, и наш театр, наша труппа у них в конкурентах. Разве не захватывает дух, разве не появляются мысли, что попал в какую-то параллельную реальность? Это же эпохальное событие!
«Конечно, эпохальное, — соглашается директор БГАТОиБ Эржена Жамбалова. — Звезды должны были сойтись, чтобы спектакль нашего театра так блеснул, так громко заявил о себе. Ведь, по большому счету, взята недосягаемая высота. Казалось бы, где лучший российский балет и где Улан-Удэ. А, выходит, все реально. Коллектив отмечен сразу тремя номинациями, значит все идет в правильном направлении. Для нашей балетной труппы было очень важно обрести такое понимание, услышать, узнать».
Во время антрактов в фойе мы общались с московской публикой, к слову раскупившей все билеты на «Талисман» за три дня после поступления в продажу, для небольшого фильма о премиальном вояже нашей труппы столицу, и вектор мнений был примерно одинаков: удивление, что в Улан-Удэ могут ставить действительно интересные проекты. И было бы большой ошибкой вставать в горделивую позу, топать ножкой и обижаться на эпитет «провинциальный». В русском балете, который входит в число неофициальных символов нашей страны, стать громким брендом уже непосильная задача. Лучше порадоваться, что публика высоко оценила идею возродить балет царских времен, отмечала красивейшие костюмы, декорации, параллельно, пеняя на появившийся в этом плане тренд на тотальный минимализм. Да, даже критическим стрелам в соцсетях после выступления все-таки надо больше радоваться. Москва же слезам, как и сказкам о Золушке из театральной глубинки, не верит, поэтому ждать сплошь патоки с елеем было бы странно. В конце концов, важнее, как безусловный успех будет принять и востребованность в самой Бурятии. Вот возможен ли, к примеру, резкий скачок интереса к балетным школам со стороны детей и их родителей, или резкий рост интереса зрителей к балетным постановкам Оперного, артисты которого доказали свой талант и состоятельность на национальном уровне?
«Сложно рассуждать о таких глобальных вещах, — объясняет Эржена Жамбалова. — У нас в республике есть, скажем так, закоренелые «золотомасочники» — Театр кукол «Ульгэр», которые чуть ли не завсегдатаи премии, но вот бурятский балет впервые удостоился такой чести. Все в Бурятии очень рады, мы чувствуем поддержку и по отзывам зрителей, и в соцсетях, но во что это выльется, будет ясно со временем. Тем более, пока же не ясно, как эта красивая история закончится. Вот она премия, совсем близко. Но мы же стоим в одном ряду с театрами федерального масштаба, настоящими глыбами. Быть просто номинированными, повторюсь, уже большое счастье».
И не только «большое счастье», но и большой и трудный путь от идеи, выпестованной бывшим худруком балетной труппы БГАТОиБ Морихиро Ивата и постановщиком «Талисмана» Александром Мишутиным, до ее воплощения ценой усилий артистов, костюмеров, декораторов, мастеров пошивочного цеха, звуковиков и всех причастных. Ведь для реализации на сцене постановки легендарного Мариуса Петипа вековой давности потребовалось буквально по крупицам воссоздавать музыку, костюмы, элементы танца. Сейчас, по факту, уже кажется, что такая работа не могла быть не отмечена хотя бы за смелость.
«Честно, особых надежд не было, — вспоминает Эржена Жамбалова. — Просто хотелось показать экспертной комиссии премии, что мы можем, наши идеи. Но где-то в глубине души было ощущение: а почему нет? Аналогов нашего «Талисмана» нет во всем мире. Как цельное произведение спектакль не ставился уже 100 лет, кто видел вживую уже давно не с нами. Поэтому не могу сказать, что прыгала до потолка, когда на сайте премии появилась информация сразу о трех номинациях нашего театра. Да и произошло все во многом буднично, наверное, из-за разницы в часовых поясах. Все-таки объявили ночью по бурятскому времени, поэтому поздравления и реакцию читала уже утром спустя несколько часов. Но, когда пришло официальное письмо, конечно, чувство гордости обострилось».
И номинации-то какие. Самые статусные для жанра: «Балет/спектакль», «Балет–современный танец/Работа балетмейстера–хореографа» (Александр Мишустин), «Балет–современный танец/Женская роль» (Анна Петушинова). Только, увы, до развязки с объявлением лауреатов 15 апреля в Москве представительство сократилось до двух. До сих пор грустно об этом писать, но сюжет бурятской сказки о «Талисмане» и «Золотой маске» получился еще и драматическим. У Анны Петушиновой поднялась температура, не совместимая с выступлением, сбить ее не получилось, и мечты о столичном признании, к сожалению, пришлось отложить. Просто поверим, что на короткий срок.
«Очень жаль. Просто безумно, — эмоции директора театра. — Я до последнего надеялась, что Анечка выйдет на сцену. Значит, такая судьба. Все-таки это сцена. На ней надо быть сильным, уметь терпеть».
А нам всем — поддержать. Как, к примеру, заместитель главы постпредства Республики Бурятия в Москве Юлия Дагданова, которая пришла в «Геликон-оперу» с букетом цветов для Ани. Ценно то, что она заранее узнала о личном кошмаре нашей примы и не осталась безучастной.
Не хочется о грустном, тем более и так очевидно, к чему мы ведем: 29 февраля 2020 года – день московской премьеры «Талисмана» в рамках Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» по праву должен быть отмечен в календаре выдающихся событий бурятской культуры. Только давайте не спешить править страничку БГАТОиБ в «Википедии» и раздел «Наши достижения» в буклетах о театре. Подождем объявления победителей, и не с пустыми надеждами.
«У вас есть хороший шанс на премию, — дала повод для оптимизма одна из самых авторитетных балетных критиков страны Лейла Гучмазова в кулуарах «Геликон-оперы». – Он кроется в парадоксе. У вас, с общепринятой точки зрения, не самый совершенный кордебалет. Считается, что это должны быть высокие, тонкие, спортивного типа фигуры. Но получился парадокс, и именно поэтому ваш балет и выглядит как старинный. Именно поэтому получилась мягкость движений, кантилена, связанная нить. Чувствуется шарм настоящего старинного балета. Правда. Экспертная комиссия это оценит».
Поэтому отбросим все экивоки. Наши артисты уже сотворили историю, но все равно непроизвольно хочется скрестить пальцы в надежде на триумфальную развязку.
Источник
Морихиро Ивата: «Балет «Талисман» был более известен, чем «Лебединое озеро»
В столице Бурятии состоится премьера уникального балета
Фото: Евгений Коноплёв
В Бурятском театре оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова в середине апреля состоится премьера балета «Талисман». Постановку балета Рикардо Дриго (в России – Ричард Евгеньевич) осуществит Александр Мишутин, худрук Международной балетной школы в Токио.
По словам Морихиро Ивата, руководителя балетной труппы театра оперы и балета, идея постановки пришла в прошлом году во время празднования двухсотлетия Мариуса Петипа.
— Мы искали интересные спектакли и мой товарищ Александр Мишутин рассказал мне о «Талисмане». Во времена Мариуса Петипа он был более известен, чем «Лебединое озеро», но сегодня нигде в мире не идет. Мне захотелось поставить эту классику балета. К сожалению, осталось мало музыкального, хореографического материала, фотографий, костюмов и декораций. И мы с Александром решили создавать. Он знаток классического балета, я доверил ему ставить эту постановку, — сказал он.
«Талисман» перенесет зрителей в таинственную и пленительную древнюю Индию, где обитают загадочные небесные духи, раджи, факиры, заклинатели змей, танцовщицы-баядерки. Это романтичная история о первой любви Нирити – дочери повелительницы небесных духов и магараджа Нуреддина, а также о таинственном талисмане, окутанных тайной событиях и счастливым воссоединением влюблённых.
Александр Мишутин рассказал, что различные номера из балета «Талисман» наиболее часто включают в концертный репертуар прима-балерин и премьеров, поскольку в них можно показать техническую оснащенность и высокий исполнительский уровень.
— Привлекла музыка балета, созданная Рикардо Дриго. Она своеобразна по интонации, по ритму, но с необыкновенной чуткостью к танцу и пластике человеческого тела. Исключительно высоко оценивал произведения Дриго и его мастерство дирижёра выдающийся музыкальный критик, композитор Борис Асафьев, — добавил он.
В постановочную группу вошли дирижёр-постановщик Валерий Волчанецкий, художник-постановщик Алексей Амбаев, художник по костюмам Елена Бабенко, художник по свету Максим Луи Денис Шаррье.
Премьера балета «Талисман» состоится 12 и 13 апреля в 18:30 и 17:00 часов. Продолжительность: 2 часа 15 минут. Цена: 250 – 850 рублей.
Источник