- Ибн Таймия писал талисманы на лбу
- Люди склонны к тому, чтобы верить в чудодейственную силу всяких языческих амулетов и заговоров, всевозможных бус, раковин, железных колец и т.д. Они навешивают эти предметы себе на шею или на своих детей, машины, стены, хотя они ничего общего с Исламом не имеют. Носить на себе всё это, и ставить дома, или развешивать подобные вещи где бы то ни было – запрещено Исламом, ведь Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «Впал в многобожие тот, кто вешает амулеты» (имам Ахмад).
- А как же талисманы-сабабы с аятами Корана и молитвами?
- Доводы дозволенности талисманов-сабабов
- Талисман, который спасает от бед
- Человек всегда ищёт точку опоры в этом бушующем водовороте жизни. Отсюда желание людей найти осязаемый источник помощи в виде талисманов, амулетов, с которыми связывают надежды на защиту от несчастий, преодоление трудностей, обретения счастья. Какой же талисман наиболее действенный?
- Однако некоторые люди неправильно понимают смысл этих хадисов, напрочь отвергая любой талисман и обвиняя мусульман в неверии и многобожии.
- Мольба для защиты от бед, которую рекомендовал Пророк ﷺ
- Какой же талисман дозволено носить для спасения от бед?
- Важное!
Ибн Таймия писал талисманы на лбу
Люди склонны к тому, чтобы верить в чудодейственную силу всяких языческих амулетов и заговоров, всевозможных бус, раковин, железных колец и т.д. Они навешивают эти предметы себе на шею или на своих детей, машины, стены, хотя они ничего общего с Исламом не имеют. Носить на себе всё это, и ставить дома, или развешивать подобные вещи где бы то ни было – запрещено Исламом, ведь Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «Впал в многобожие тот, кто вешает амулеты» (имам Ахмад).
Амулетами называются предметы, подобные камушкам, ракушкам, веточкам, бусинкам и тому подобные, которые люди вешают на шею или носят на себе в надежде, что те уберегут их от болезни и несчастья. Талисман – это предмет, который, по убеждению носящего его человека, приносит удачу. Сюда входят и «синий глаз», или «глаз на синем стекле», который продаётся чуть ли не в каждом киоске.
Посланник Господа ﷺ сказал: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому» (Ахмад 4/211; ат-Тирмизи 2073).
В хадисе также говорится: «Заклинания, амулеты и привораживание являются ширком (многобожием)» (Абу Давуд 3883; Ахмад 1/383).
Если мусульманин верит, что такие вещи могут принести ему какую-либо пользу, счастье, богатство помимо Всевышнего Создателя – он впадает в неверие, куфр, и является многобожником. Посланник Божий ﷺ сказал одному из сподвижников: «О Руфайфи, возможно, ты долго проживёшь. Поэтому передай всем, что если кто будет перевязывать бороду, носить ожерелье из обветшалой тетивы, либо очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад отрёкся от этого человека» (Абу Давуд 36, Ахмад 4/108, 109).
Некоторые люди ставят дома аквариумы с золотыми рыбками в надежде, что в доме будет изобилие, так как «золотая рыбка» символизирует богатство и процветание, или является, якобы, эмблемой супружеского счастья и гармонии. По убеждению суеверных людей, их должно быть ровно девять штук, одна из которых должна быть чёрной, ибо именно «9» таких рыбок, по убеждению, обеспечат процветание, счастье и комфорт в жизни, а также обеспечат «защиту» дома, Вас и Вашей семьи от потерь и предательства. Итак, для исполнения первого ритуала язычества достаточно просто приобрести «рыбу изобилия» с надеждой, что она привлечёт «богатство, счастье и процветание». Возникает вопрос: куда катится убеждение некоторых мусульман? На кого они уповают? Чьей милости желают?
مَّا يَفْتَحِ اللَّهُ لِلنَّاسِ مِن رَّحْمَةٍ فَلَا مُمْسِكَ لَهَا وَمَا يُمْسِكْ فَلَا مُرْسِلَ لَهُ مِن بَعْدِهِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Ту милость, которую Аллах дарует людям – дождь, благоденствие, безопасность и мудрость, – никто не может удерживать, а ту милость, которую Аллах удерживает, никто не может им дать. Поистине, Аллах Могущественный Победитель, и никто не может Его победить ! Он – Мудрый, который не допускает ошибок» (смысл 2 аята суры «аль-Фатыр», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Далее в следующем аяте Господь, обращаясь к нам, говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللَّهِ يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَأَنَّى تُؤْفَكُونَ
«О люди! Помните милость Аллаха вам, благодарите Его и выражайте Ему свою признательность за это. И скажите то, что вы признаёте в своих душах: «Нет иного творца, кроме Аллаха!» Он дарует вам удел с неба, посылая вам дождь, и с земли – то, что растёт на ней. Благодаря этому уделу вы живёте и питаетесь. Аллах Единый дарует Своим рабам уделы, и нет другого божества, кроме Него. Что же вы отклоняетесь от признания единственности своего Творца, дающего вам удел, и придаёте Ему сотоварищей в поклонении Ему?» (смысл 3 аята суры «аль-Фатыр», тафсир «аль-Мунтахаб»)
В хадисе, который приводит имам Ахмад со слов Имрана бин Хусайна (да будет доволен им Аллах), говорится, что однажды Посланник Божий ﷺ увидел человека с жёлтым кольцом на руке и спросил его: «Что это такое?» Тот ответил: «Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость». Тогда Пророк ﷺ повелел: «Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрёшь с ним на руке, то никогда не преуспеешь».
Ожерелье из обветшалой тетивы – это один из видов амулета, который арабы вешали на своих животных. Ибн Абу Хатим передал, что сподвижник Пророка ﷺ Хузайфа (да будет доволен им Аллах), увидев на руке одного человека шнурок от лихорадки, сорвал его и прочитал следующий аят Корана:
وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُم بِاللَّهِ إِلَّا وَهُم مُّشْرِكُونَ
«Среди них есть те, кто уверовал в Аллаха, признавая, что Он Господь и Творец всего сущего. Но верование большей части из них не зиждется на здоровой основе единобожия. Они ещё сомневаются в том, что Аллах Един и нет у Него сотоварищей. Их души в таком заблуждении, которое ставит их в один ряд с многобожниками» (смысл 106 аята суры «Юсуф», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Также Ибн Абу Хатим передал со слов Укбы бин Амира, что Пророк ﷺ изрёк: «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя». В другой версии говорится: «Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху».
Степень тяжести этого греха зависит от убеждений человека, носящего амулет. Если он верит в то, что амулет самостоятельно избавляет от беды или приносит ему удачу, то такое убеждение полностью подрывает основы Единобожия и выводит человека из лона Ислама. Если он полагает, что амулет по воле Бога способствует предотвращению беды или избавлению от несчастья, то он совершает малое многобожие, поскольку в действительности Аллах не сделал эти предметы средством для достижения таких целей. Наконец, если он повесил амулет только для украшения, то он совершает грех, потому что уподобляется тем, кто приобщает сотоварищей к Творцу.
А как же талисманы-сабабы с аятами Корана и молитвами?
Исключением из всего выше приведённого является талисман «сабаб», который содержит коранические аяты и молитвы, записанные на бумаге, а затем помещённые в кожаный или какой-либо другой мешочек для того, чтобы человек носил их на шее. Некоторые сподвижники (да будет доволен им Аллах) и их последователи разрешали носить такие сабабы, потому что Священный Коран приносит исцеление верующим.
وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاءٌ وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ.
«Истина же всегда побеждает, и Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением верующих от сомнений, находящихся в их душах, и милостью тем, которые уверовали в Аллаха и в Коран..» (смысл 82 аята суры «аль-Исра», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Учёные-богословы утверждают, что ношение коранических аятов приносит человеку благодать и милость Божью. Помимо этого, такой сабаб напоминает ему об Аллахе, удерживая от грехов и предосудительных поступков.
Некоторые так называемые «алимы», не делая различия между сабабами (содержащими аяты Корана, имена Аллаха, молитвы, переданные от Пророка ﷺ для лечения от болезни или в качестве оберега от сглаза и бед) и языческими амулетами (типа всяких ракушек, бусин, веточек и тому подобного), выносят запрет на ношение первых (то есть сабабов), приписывая им многобожие и ссылаясь на изречения Посланника Господа ﷺ о последних (то есть языческих амулетах). Как же можно сравнивать тех, кто считает, что бусины помогают или уберегают человека от зла – и тех, кто считает, что всё происходит только по воле Всевышнего, и уповает только на Него, и использует средства и причины, на которые указал Сам Создатель всего сущего?! Мусульманин не считает, что такой амулет может спасти или уберечь его от зла без воли на то Аллаха!
Доводы дозволенности талисманов-сабабов
Доводом же для осознания того, что сабабы дозволены в Шариате, является то, что никто из компетентых учёных не отрицает дозволенность использования аятов Корана, дуа и тому подобного для лечения – ибо Всевышний в Коране говорит:
. قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آمَنُوا هُدًى وَشِفَاءٌ.
«…Скажи им (о Пророк!): «Это Писание (т.е. Коран) ниспослано Аллахом для тех, кто уверовал, как руководство к прямому пути и исцеление от сомнений и тревог…»» (смысл 44 аята суры «Фуссилат», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Всё в Коране является лечением от скрытых и явных, видимых и невидимых болезней. В хадисе, который приводит аль-Байхаки, говорится: «Сура «аль-Фатиха» – лекарство ото всех болезней». В другом хадисе говорится: «Ты бери с Корана то, что хочешь и для чего хочешь». Существует другой хадис: «Кто не ищет лечения в Коране, пусть Аллах не исцелит его!».
Абу Давуд и Тирмизи приводят хадис, в котором говорится, что Посланник Господа ﷺ обучал предостерегаться от испуга и страха следующими словами:
أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللهِ التَّامَّةِ مِنْ غَضَبِهِ وَشَرِّ عِبَادِهِ وَمِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ وَأَنْ يَحْضُرُونَ
«А’узу бикалимати Лляhи-т-таммати мин ґаḓабиhи ва шарри ‘ибадиhи ва мин hамазати-ш-шаяҭини ва ан яẍḓуруна»
Смысл: «Прибегаю к защите Аллаха посредством Его имён, эпитетов и всех священных писаний, ниспосланных Его пророкам, от гнева Его, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и их присутствия».
Далее в хадисе указывается, что Абдуллах бин Умар и Абдуллах бин ‘Амр учили детей, достигших возраста понимания, читать это дуа, а тем детям, которые ещё не достигли такого возраста, писали текст дуа на бумаге и вешали на шею.
Аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани (да будет доволен им Аллах) пишет, что для того, чтобы сабабы считались дозволенными, есть условия:
Первое – чтобы они содержали речь Аллаха, Его имена и эпитеты.
Второе – чтобы они были на арабском языке, или на любом другом, смысл которых понятен.
Третье – чтобы была убеждённость в том, что они не помогают сами по себе без воли и могущества Аллаха.
Раби передал, что он спрашивал имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) о допустимости талисмана-сабаб, на что тот ответил, что если на нём написана речь Аллаха – то его использовать можно.
Имам Ахмад сказал: «Тот, кого постигла беда или болезнь, может написать талисман-сабаб дозволенными чернилами, смыть водой и выпить эту воду». Сын имама Ахмада Абдула говорил, что отец писал такой талисман тому, кто был напуган или при наступлении лихорадки (Задуль Маад, том 4, стр. 357).
Известный хадисовед аль-Хафиз аль-Мунзири пишет: «Использовать для лечения талисман-сабаб, на котором написаны слова поминания Аллаха в ясной форме, является деянием благословенным» (ат-Таргиб ва ат-Тархиб, том 4, стр. 155).
Ибн аль-Кайим аль-Джавзи, ученик Ибн Таймия, пишет, что Ибн Таймия писал 44 аят суры «Худ» у себя на лбу, а также писал его многим другим людям, когда они болели – и тогда они выздоравливали (Задуль Маад, том 4, стр. 368).
وَقِيلَ يَا أَرْضُ ابْلَعِي مَاءَكِ وَيَا سَمَاءُ أَقْلِعِي وَغِيضَ الْمَاءُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ وَقِيلَ بُعْدًا لِّلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ
Думаю, вышеизложенного будет достаточно для того, кто ищет истину, чтобы сделать различие между дозволенными и запретными видами богослужения и убеждения.
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета, №19 (344)
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Талисман, который спасает от бед
Человек всегда ищёт точку опоры в этом бушующем водовороте жизни. Отсюда желание людей найти осязаемый источник помощи в виде талисманов, амулетов, с которыми связывают надежды на защиту от несчастий, преодоление трудностей, обретения счастья. Какой же талисман наиболее действенный?
Раскрывая секрет действенного талисмана, следует подчеркнуть, что Бог сотворил этот мир со всеми его благами и бедами. Он – истинный Правитель мироздания. Следовательно, Всевышний настоящий Защитник и Покровитель всего сущего.
Поэтому, когда человек всецело полагается на сотворённое Богом, на какой-то амулет, игнорируя Самого Создателя, он не только не обретает защиту, а напротив оказывается в очень критическом положении, ибо лишается Божьей поддержки и опеки. И это всего лишь вред в этом бренном мире. Сложно представить, что его ждёт в жизни Вечной, когда он, игнорировавший Господа, предстанет перед Ним! Участь такого человека будет незавидной, если Всевышний не смилуется над ним…
Поэтому в изречении Посланника Божьего ﷺ говорится:
من علق تميمة فقد أشرك
«Кто повесит на себя амулет, тот впадает в неверие» (Муснад имама Ахмада, №17422).
Предупреждая людей о пагубности такого поступка, Пророк ﷺ изрёк:
من علق تميمة فلا أتم الله له ومن علق وعدة فلا ودع الله له
«Пусть Всевышний не доведёт до конца дело (т.е. дело, ради которого человек повесил амулет) того, кто повесил на себя амулет. Также пусть Аллах не оставит в покое того, кто повесил (на себя) морскую раковину» (передал имам аль-Байхаки).
Однако некоторые люди неправильно понимают смысл этих хадисов, напрочь отвергая любой талисман и обвиняя мусульман в неверии и многобожии.
Учёные-богословы разъясняют данный вопрос следующим образом:
Имам ан-Навави в книге «Аль-маджму’ Шарх аль-мухазаб» отмечает:
«Под запретом заклинаний и амулетов имеется в виду запрет на всё, что написано не на арабском языке, смысл которого непонятен.
Имам аль-Байхаки пишет, что амулет — это бусины, которые они (арабы в период до Ислама) вешали на себя и считали, что эти обереги отвращают от них беды (несчастья). Также говорят, что это ожерелье, на которое вешали палочки.
Также аль-Байхаки пишет, что этот запрет возвращает нас к словам о тех людях, о которых говорил Абу ‘Убайда: «Вероятно, запрет, нежелательность и тому подобное, касается тех людей, которые вешают на себя талисманы, полагая, что полное благополучие и избавление от болезней зависит от них, как в это верили люди доисламской эпохи. А если носить талисман с целью получения благодати посредством написанного на нём имени Аллаха, будучи убеждённым, что никто не избавляет от бед и не защищает его, кроме Аллаха, то в этом нет ничего запретного»» (См.: аль-Маджмуг’ Шарх аль-Мухаззаб, т. 9, с. 66).
Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни в труде «Фатх аль-Бари» после того, как привёл хадисы Пророка ﷺ о запрете ношения амулетов, пишет: «Все эти запреты касаются ношения амулетов и т.п., в которых не написаны аяты Корана или подобного Корану (как имена Аллаха и т. д.). Что же касается тех (талисманов), в которых содержится поминание Всевышнего, то нет запрета на их ношение. Поистине, они для того, чтобы испрашивать баракят (у Аллаха) и прибегать к Нему (с помощью) Его Имён и Его поминания» (См.: Фатх аль-Бари, т.9, с. 258).
Известный имам-хадисовед аль-Хафиз аль-Мунзири пишет: «Использовать для лечения талисман (рукья) – то, на чем написаны слова поминания Аллаха в ясной форме, является деянием благословенным (баракятным)» (См.: ат-Таргиб ва ат-тархиб, том 4, стр.155.).
Имама Ахмада спросили: «Можно ли вешать талисман, если настигла беда?» Он ответил, что можно, и на это нет запрета. Сын Ахмада Абдуллах говорил, что отец писал талисман тому, кто был напуган (для успокоения) или при наступлении лихорадки (См.: Зад аль-маад, т. 4, стр. 357).
Мольба для защиты от бед, которую рекомендовал Пророк ﷺ
Абу Давуд и Тирмизи приводят хадис, в котором говорится, что Посланник Господа ﷺ обучал предостерегаться от испуга и страха следующими словами:
أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللهِ التَّامَّةِ مِنْ غَضَبِهِ وَشَرِّ عِبَادِهِ وَمِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ وَأَنْ يَحْضُرُونَ
«А’узу бикалимати Лляhи-т-таммати мин ґаḓабиhи ва шарри ‘ибадиhи ва мин hамазати-ш-шаяҭини ва ан яẍḓуруна»
Смысл: «Прибегаю к защите Аллаха посредством Его имён, эпитетов и всех священных писаний, ниспосланных Его пророкам, от гнева Его, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и их присутствия».
Далее в хадисе указывается, что Абдуллах бин ‘Амр обучал этим словам своих детей, которые разумели, а тем, которые не разумели, он писал эти слова на бумаге и вешал на них.
Имам Шараф аль-Хакк аль-Аббади в своих комментариях на сборник Абу Давуда пишет следующее: «В этом есть довод на дозволенность вешать на маленьких детей то, в чём содержится просьба ко Всевышнему о защите» (См.: ‘Авн аль-Маг’буд, с. 1769).
Какой же талисман дозволено носить для спасения от бед?
Все учёные-богословы единогласны в том, что талисманы дозволены Исламом при наличии трёх условий, как об этом передаёт Хафиз Аскалани:
1. Человек должен быть абсолютно убеждён, что только Всевышний защищает от бед и исцеляет от болезней, а амулет же носят только лишь для просьбы Господа о защите и получения баракята посредством того, что там написано.
2. Талисман должен содержать аяты Корана, имена Аллаха и мольбы (дуа).
3. Всё должно быть написано разборчивым почерком на понятном арабском языке, мольбы (дуа) могут быть написаны и на другом понятном языке.
Важное!
Многие стремятся приобрести талисманы с целью обретения удачи и блага в мирских делах и чтобы уберечься от неприятностей и бед. Однако они не соблюдают условия, которые необходимы, чтобы от талисмана была польза. К примеру, если человек в пьяном состоянии сядет за руль, надеясь на талисман, чем это обернётся? Ведь в таком случае талисман может даже стать причиной ниспослания бедствия, ибо человек откровенно грешит. Поэтому нам необходимо соблюдать заповеди Божьи, стремиться к праведному образу жизни, очищать свои помысли и тогда есть надежда, что носимый нами талисман станет причиной обретения покровительства Господа и ниспослания Его милости.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник