Оригинальное Таро Уэйта
Сегодня поговорим про самую известную и популярную колоду Таро. Если вы уже хотя бы чуть-чуть когда-то интересовались темой карт, наверняка уже поняли о какой колоде пойдет речь. Да, это то самое Таро Уэйта.
На самом деле правильнее будет называть эту колоду Таро Райдера-Уэйта и сейчас я объясню почему. А также расскажу кто такой Райдер и как вообще создавалась эта колода.
Кто создал самое знаменитое Таро
Начнем с самого начала. Многие думают, что Артур Эдвард Уэйт (так звучит полное имя великого оккультиста) вот так вот взял и нарисовал свою колоду.
Но нет. Все было по-другому. В создании этой колоды участвовали три выдающиеся личности.
Артур Эдвард Уэйт
Идейным вдохновителем, автором символизма и магической составляющей этой колоды был сам Артур Уэйт. Кроме того, был он оккультистом, масоном, и членом Герметического Ордена Золотой Зари.
Орден был глубоко законспирирован и его члены давали клятву о неразглашении известных им тайных знаний. Именно по этой причине Таро Уэйта называют «колодой намеков и недомолвок».
Дело в том, что к этим картам он не написал практически ни каких пояснений. Им были написаны только две книги, которые скорее тянут на брошюры:
- «Ключ к Таро» (англ. «The Key to the Tarot»)
- «Иллюстрированный Ключ к Таро» (англ. «The picturial Key to the Tarot»)
В них даны основные предсказательные значения и очень поверхностно описан символизм карт.
Уэйт старался сохранить верность клятве и при этом хотел поделиться знанием с теми, кому эта тема интересна.
Считается, что Уэйт первых придумал проиллюстрировать Младшие Арканы, но это не так. Колоды с прорисованными номерными картами уже были.
Идею проиллюстрировать Младшие Арканы Уэйт позаимствовал в Таро Сола-Буска. Эта колода была создана еще в конце 15 века и заслуживает отдельной статьи.
Но сейчас речь не об этом. Просто знайте, что Артур Уэйт не первый придумал иллюстрировать Младшие Арканы.
Кстати, даже не он сам это придумал в своей колоде. Зная это вы уже будете на голову выше большинства современных тарологов.
Уильям Райдер
А кем же был тот самый Райдер имя которого стоит перед именем Уэйта? Нет, он не был соавтором колоды или магом.
Уильям Райдер был предпринимателем и имел свое издательство. Оно так и называлось, «Уильям Райдер и сыновья».
К сожалению информации, про издание колоды практически не сохранилось. По крайней мере мне ничего найти про это не удалось. Не сохранилось даже фотографии этого человека.
Мне удалось найти лишь упоминание о том, что самая первая колода продавалась по 5 шиллингов без стоимости пересылки.
Если бы Уильям Райдер не занялся изданием этой колоды, имя его было бы сегодня уже полностью забыто.
Памела Коулман Смит
Участвовал в создании этой колоды и еще один человек. Это художница Памела Коулман Смит.
Она играла ключевую роль в создании колоды, но имя ее ни где не упоминается. Это огромная историческая несправедливость.
Что бы хоть немного ее исправить расскажу вам кратко про ее вклад в это дело.
Идея создания колоды принадлежала Артуру Уэйту. Но сам он художественного дара не имел и вынужден был искать кого-то, кто поможет воплотить в жизнь его замысел.
Главная проблема заключалась в том, что этот «кто-то» обязательно должен быть из посвященных. В итоге он предложил Памеле Смит иллюстрировать карты. Работа над колодой началась в 1909 году.
Старшие Арканы несли в своих сюжетах перерисовки более старых колод с дополнением астрологического и оккультного символизма. В целом они соответствовали традиционному изображению и значению.
На Младших Арканах в то время изображались лишь их масть и количество соответствующих предметов. Именно Памела придумала иллюстрировать изображения привычными нам сюжетами.
Теперь вы знаете, что прорисованные Младшие Арканы это оригинальные произведения Памелы Смит. Известно, что несколько изображений она позаимствовала из колоды Таро Сола-Буска пятнадцатого века.
Если сопоставить все исторические факты, можно сделать вывод, что Уэйт никогда не понимал всей важности работы Памелы Смит.
В книге, описывающей колоду и значения карт он даже не упомянул ее имени. Можно встретить лишь фразу о том, что «молодая женщина-художник проиллюстрировала колоду карт по его указанию».
А ведь Памела с 1901 года была полноправным членом Ордена Золотой Зари, так же, как и сам Уэйт.
Спустя много лет Уэйт написал автобиографию под названием «Тени жизни и мысли». Книга была опубликована в 1938 году, он мнение свое он так и не изменил.
Он написал следующее:
«В те дни была самая творческая и необыкновенно экстрасенсорная художница по имени Памела Коулман Смит, которая состояла в Золотой Заре.
Некоторым из нас казалось, что среди нас есть рисовальщица, которая под надлежащим руководством могла бы создать таро с обращением к миру искусства и внушением значимости, стоящей за символами, что придало бы им другую конструкцию, чем когда-либо снилось, тем, кто на протяжении многих поколений производил и использовал их для простых гадательных целей».
Вот такую оценку заслужила эта необычная и талантливая художница.
Еще один печальный факт заключается в том, что местонахождение ее оригинального произведения неизвестно.
Первоисточник самого знаменитого Таро на сегодняшний день утерян безвозвратно. На данный момент, ни один из оригинальных рисунков для карт не был найден.
Архивы издательства Уильяма Райдера были уничтожены во время бомбардировок Второй мировой войны. Если предположить, что оригинальные рисунки были сохранены Райдером, то с абсолютной уверенностью можно сказать, что их больше не существует.
Через несколько лет после издания колоды Райдера-Уэйта Памела покинула орден «Золотой Зари». О последних годах ее жизни известно мало.
Она никогда не была замужем. У нее не было детей. Известно лишь, что Памела жила уединенно вместе со своей компаньонкой Норой Лейк. За всю свою жизнь она так и не получила ни признания, ни славы, ни денег.
Умерла Памела Колман Смит в 1951 году в Корнуэлле. Она не была удостоена даже собственной могилы.
Ее похоронили в общей могиле с безымянными нищими. Ее завещание было составлено на имя Норы Лейк, но унаследовала она только долги.
Имя Памелы Колман Смит было бы забыто, если бы не 78 картинок, известных как колода Райдера-Уэйта.
Оригинал Таро Уэйта сегодня
Колода Таро Райдера-Уайта била рекорды продаж в течение прошедших ста лет и послужила основой для огромного количества колод. Сколько существует ее клонов, думаю вы и так знаете.
Предсказательные значения в большинстве колод берутся из книги Уэйта «Иллюстрированный Ключ к Таро» с некоторыми изменениями и дополнениями.
Но мало кто помнит о том, что сам Уэйт в смысловые значения карт часто вкладывал знания из каббалы, енохианской магии и астрологии.
Сегодня это мало кто учитывает. Данный аспект значений игнорируется большинством современных авторов колод.
Для тех, кто ценит оригиналы и первоисточники сегодня есть возможность купить копию колоды, изданной издательством Уильяма Райдера в декабре 1909 года.
Вот так выглядит оригинал Таро Уэйта в современном издании
В магазинах она продается под названием «Оригинал Таро Уэйта 1910 года». В нашем интернет-магазине можно купить разные версии Таро Уэйта. Переизданный оригинал в том числе.
Она отличается по яркости и насыщенности цветов от современного издания U.S. Games Inc. Часто эту колоду путают с Сияющим (Радужным) Таро Райдера-Уэйта (английское название «Radiant Rider-Waite Tarot»).
Эта колода также выпускается издательством U.S. Games Inc., но символизм Уэйта передан в ней с ошибками.
Если вас интересует именно магический символизм колоды Райдера-Уэйта, а красочность и насыщенность цветов стоит на втором месте берите именно колоду 1910 года.
В оригинальной колоде Уэйта и в современной переиздании U.S. Games Inc. на короне Императрицы двенадцать звезд, а в Таро Радиант Уэйта их только одиннадцать. Таких ошибок много, это тема для целого исследования.
Авторские права на колоду
Согласно законодательству России, Европейского Союза, Великобритании и ряда других стран творческие произведения становятся общественным достоянием спустя 70 лет после смерти автора.
Артур Эдвард Уэйт умер в 1942 году. Не сложно посчитать, что его Таро стало общественным достоянием в 2012 году.
Согласно информации из открытых источников, издательство U.S. Games Inc. в 1971 году получило эксклюзивные права на издание колод под торговой маркой «Райдер-Уэйт».
Кто именно и на каких основаниях эти права передал, не уточняется.
Уже более десяти лет:
Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.
Источник
История колоды Райдера-Уэйта.
История карт Таро уходит своими корнями в мифологические времена. По одной из версий, после пожара в Александрийской библиотеке уцелели 78 металлических пластинок с магическими пиктограммами. Другая версия причисляет карты Таро к древнееврейской реликвии, третья – к мифам об Атлантиде.
В Европе они появились в XV веке. Карты использовались не только для магического взаимодействия. Довольно долгое время их использовали для игр, а также для философских размышлений и умозаключений, для архетипического психоанализа. Таро толковалось на основе каббалистических и масонских символов, использовалось во многих тайных обществах и ложах.
Таким образом создатель и основатель Герметического Ордена Золотой Зари Сэмюэл Макгрегор Мазерс использовал в ритуалах ордена колоду Таро, переработанную под мировоззрение, отраженное в основных положениях ордена. Его жена Мойна Бергсон собственноручно нарисовала для этого колоду «Таро Золотой Зари». Посвященные должны были копировать её для себя, от руки. Мазерс отошел от общепринятого порядка следования старших арканов. В его колоде нулевой аркан Шут был поставлен на первое место, а у части арканов были изменены порядковые номера.
В 1909 году Артур Эдвард Уэйт, возглавляющий одно из ответвлений ордена Золотой Зари на основе колоды своего наставника Мазерса создает свою собственную колоду карт Таро.
Надо сказать, что Артур Уэйт был незаурядным человеком. Он был писателем, переводчиком и исследователем. Из-под его пера вышли десятки книг об оккультных науках, он изучал каббалу, алхимию, писал исследования истории масонства и розейннкрейцерства, биографии выдающихся магов и мистиков. Ему принадлежат переводы сочинений Папюса, Элифаса Леви, он готовил к переизданию произведения Томаса Вогана.
Уэйт выступал за мистическое и против магического использования Таро.
Участие в работе над колодой Уэйта принимала художница Памела Колман Смит, женщина-маг, член Ордена Золотой Зари. Артур выбрал её для своей работы не только из-за его таланта, но и потому, что она была не лишена экстрасенсорных способностей, поэтому он полагал, что ей будет проще понять его замысел. Она работала над изображениями арканов. Стиль её рисования был с одной стороны, очень простой и в чём-то примитивный, однако ей хорошо удавалась прорисовка выражений лиц, деталей и фона, которые привносили символический смысл в толкование аркана.
Название колоды идет из сочетания имен английского издателя Вильяма Райдера, идейного вдохновителя Артура Эдвард Уэйта и художника Памелы Колман Смит. К сожалению, имя Смит упускается из названия, что не уменьшает её вклада в работу над колодой. Современные тарологи стараются исправить это упущение и называют это Таро колодой Райдера-Уэйта-Смит.
После издания эта колода приобрела большую популярность. Нужно отметить, что в те времена настоящие карты Таро в Англии были большой редкостью. Существовали повторы и переводы классических французских «марсельских» колод, но не было оригинальной английской колоды, если не считать «Таро Золотой Зари», которое не издавалось, потому как было сделано для пользования членов ордена.
Основная особенность колоды Райдера-Уэйта состояла в том, что младшие арканы изображались в виде символических картин, которые несли в себе значение данного конкретного аркана. До этого числовые карты младших арканов по оформлению были похожи на современные игральные. На чистом фоне были изображены пиктограммы масти в количестве, совпадавшим с числовым значением карты. Заслуга в переоформлении колоды полностью принадлежит Памеле К. Смит, поскольку Уэйт не очень хорошо представлял, как должны выглядеть переработанные младшие арканы. Частично изображения были позаимствованы из средневековой колоды Сола-Бруска, которая в то время выставлялась в Британском музее. Видно, что Памела изучала эту колоду, и она оказала влияние на её работу.
Что касается старших арканов, то Артур Уэйт и Памела К. Смит сохранили последовательность Мазерса, то есть нулевой аркан, Шут, был переставлен на первое место и начинал колоду. Ранее этот аркан находился между двадцатым и двадцать первым арканами. За ним следовал Маг, первый аркан, который, таким образом, занимал второе место. Восьмой и одиннадцатый арканы «Сила» и «Справедливость» поменялись местами.
Самый известный расклад – Кельтский Крест достаточно активно использовался в работе с этой колодой. Уэйт приложил руку к распространению и популяризации этого довольно эффективного расклада. В свое время он использовал его в учебной программе для новых участников общества Золотой Зари.
Этот расклад представляет собой выложенные крестом шесть карт, отражающие прошлое, будущее, подоплеку и предпосылки события, которое волнует вопрошающего и уложенные отдельно в столбик четыре карты, объясняющие отношение к событию извне, от гадающего и его окружения и предполагаемые результаты. Кельтский крест – это довольно эффективный расклад, включающий в себя не только мистику и гадание, но и психологию и переосмысление.
Таро Райдера-Уэйта не теряет своей популярности уже более ста лет. Эта колода представляет собой одно из классических толкований карт. Изображения символичны и завязаны на архетипах человека. Благодаря этому работа с колодой Уэйта не представляет собой большой сложности даже для начинающего гадателя, а напротив, помогает разобраться и освоиться в мире Таро, для того, чтобы иметь возможность перейти на основе усвоенного и к более сложным и замудренным колодам, и, напротив, к более упрощенным современным. Зная классическое толкование, можно либо углубиться в значения, либо подобрать варианты. Поэтому колода Райдера-Уэйта и по сей день остается самой продаваемой и изучаемой колодой Таро.
Источник