Армянские обереги для мужчин

Армянские амулеты

Во многих странах древнего мира, в том числе в Армении, некоторым предметам и явлениям приписывали различные значения и функции. Люди приписывали этим предметам такие особенности, как отталкивание зла или притягивание успеха, и называли их талисманами, которые пресекают зло. В основном это были предметы, которые изготавливали по особому ритуалу и хранили в особенных условиях. Все эти предметы называются «армянские амулеты».

В старину армяне верили, что амулеты защищают их от бедствий, войн и болезней. Есть мнение, что амулеты возникли на той стадии развития человечества, когда ещё не было чёткого различия между знанием, реальностью и воображением.

До появления письменных молитв, люди видели символ защиты в кусках железа, камня или дерева. Они вырезали маленькие куски этих материалов и держали их в качестве своего спутника-хранителя.

Это явление имеет множество проявлений как в повседневной жизни, так и во многих ритуальных обрядах.

Натуральные амулеты

Принято разделять амулеты на две большие группы: натуральные и рукотворные. Натуральными амулетами считаются различные растительные и животные элементы. Примерами таких амулетов могут быть шипы, рога, лук, чеснок, которые являются основой для более поздних амулетов ручной работы, сделанных в основном из дерева, камня, металла, хлопка и так далее.

Историки 5-го века упоминают, что поверья имели сверхъестественные свойства, и средствами против зла считались шипы, огонь и железо. В древней Армении люди боролись против зла с помощью металлических предметов, края которых в основном были острыми.

Армянские амулеты / Фото: 17.am

Среди них были: игла, гвоздь, нож и так далее. Даже упоминание железа и стали в разговоре играло свою защитную роль. Согласно легендам, эти металлы устрашали злых духов. Когда люди хотели защитить порог своего дома, они ставили железный прут у нижней части входной двери, чтобы не дать злым духам проникнуть в дом. Также по-особому почитали гвозди. Люди верили, что через гвозди они могут воздействовать на дьявола. Они считали, что когда им удаётся куда-нибудь прибить гвоздь, после этого дьявол начинает подчиняться им и работать на них. Гвоздь использовали не только чтобы проколоть злой глаз, но и чтобы пригвоздить зло.

Среди армянских амулетов также широко использовалась игла. Армяне считали, что игла отгоняет негативную энергию. Раньше взрослые женщины часто прикрепляли иглу на свою одежду. Они также прикрепляли иглу на одежду того человека, который собирался в путь.

Но самым популярным амулетом в быту армян была приносящая удачу подкова. Её закрепляли над входной дверью, чтобы уберечь от зла, и чтобы дом был полон удач. Армяне просили у подковы защиту и здоровье. Благо и успех входили в дом из открытого угла подковы. Именно поэтому подковы в основном вешали открытой стороной вверх, чтобы собрать благословения, приходящие сверху, и перенести их в дом. А когда подкову вешали открытой стороной вниз, то она не приносила пользу.

Дагдаган

Среди амулетов большое и особое место занимали деревянные амулеты, которые назывались “дагдаган”.

Дагдаган делали как для людей, так и для животных. Были также специальные дагдаганы, которые вешали на кроватку новорождённого или на его запястье. Дагдаганы для дома были больше. Их вешали в доме, в хорошо видимом месте. А дагдаганы для новорождённых были похожи на маленькую бочку и напоминали бусы.

В старину было широко распространено вешать дагдаган на шею или рога домашнего скота. Дагдаганы также вешали на кувшины и горшки, чтобы защитить хранившийся там урожай от грызунов и насекомых.

Для изготовления дагдаганов использовалась древесина священного дерева Дагдаган. Есть деревни, в которых дагдаганы делали из корней и ствола особого дерева, под названием калина. Люди верили, что это дерево тоже защищает от зла. Никто не осмеливался сорвать ни одну ветку или лист с этого дерева. А женщины, у которых не было детей, трижды проходили под ветвями этого дерева, чтобы у них родился сын.

Читайте также:  Знак оберега для рак

Самыми распространёнными были дагдаганы в форме луны и полумесяца. Они были распространены в Армении ещё с древних времён. Причина этого заключается в том, что в древнейших верованиях люди приписывали луне целый ряд свойств, таких как плодородие, богатство, лечение болезней. В мифах луна и бык часто отождествляются, также луна часто изображена на спине быка.

Армянские амулеты / Фото: mediamax.com

Также были распространены дагдаганы в форме треугольника, прямоугольника и стола. Они часто ассоциировались с образом женщины, что снова было связано с плодородием.

Мастера делали дагдаган в тишине или произносили добрые слова и благословения в уме. Они считали, что если мастер отвлечётся, или его мысли и энергия будут отрицательными, то эта энергия и мысли могут передаться через дагдаган тому, для кого создаётся амулет.

Очень редко встречаются также каменные и металлические дагдаганы. В настоящее время самая большая коллекция дагдаганов хранится в Музее резьбы по дереву.

Бусы-талисманы

Изготавливая некоторые амулеты, рядом с маленькими дагдаганами также вешали различные бусы. Бусы тоже бывали разных видов. Были бусы, лечащие болезни, а также бусы, отгоняющие зло и защищающие того, кто их носит. В культово-ритуальных верованиях камни считались символом долголетия и бесконечности. В старину камни носили как талисман, на ожерельях, на поясе и манжетах.

Армянские амулеты / Кварц

Таким камнем-талисманом является кварц или горный хрусталь, который в древние времена добывался в основном на территории Вана и Битлиса. Раньше армяне верили, что этот камень хранит в себе большое количество энергии. Поэтому этот камень считали хранилищем сверхъестественных сил. Этот камень в основном использовали в целях лечения заболеваний печени.

А камни зелёного оттенка, как правило, использовали для лечения зрительных заболеваний.

Камни с синеватым оттенком, такие как бирюза и аквамарин, как правило, противостояли силам зла и считались символом мудрости.

Армянские амулеты / Лазурит

Ещё один камень, распространённый в Армянском нагорье — лазурит, использовали против одержимости демонами.

Все эти каменные бусы, используемые в целях защиты от зла, назывались “глазные бусы”.

Многие из этих амулетов сейчас утратили своё значение. Даже если их используют в повседневной жизни, то несут в себе декоративный характер. После принятия христианства все эти амулеты были заменены молитвами. Сегодня люди защищаются от всех неудач и злых сил молитвой. А если предмету и даётся защитная функция, отгоняющая зло, то даётся она ему Богом.

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Туристический блог об Армении

7 дней в Армении

Вода как достопримечательность Армении

Озеро Арпи

Топ-7 горных озёр Армении

Топ-5 водопадов в Армении

Артени

Азатское водохранилище

Треккинг по горам Армении

Лето в Армении

Поделиться с друзьями

armenian_geographic

Explore Armenia with us
Hiking and trekking tours in Armenia ⛰️
All the photos on our page are from our trips
☎️ +37443 00 5165 (Viber, WhatsApp)

Источник

Серебряных дел мастера: почему армянское ювелирное искусство до сих пор актуально

Формовка, плавка, литье, закрепка, пайка — термины из профессионального словаря мастеров ювелирного дела. Пока молодые ювелиры осваивают новые технологии изготовления изделий, именитые мастера копаются в прошлом, чтобы создать уникальные украшения в настоящем. Однако, как известно, новое — это хорошо забытое старое. Специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване Мариам Кочарян на целый месяц с головой погрузилась в эту тему, а вынырнув — написала интереснейший материал по истории и современности армянских ювелирных изделий.

Перстень из ювелирной коллекции Национального музея этнографии армян ©Национальный музей этнографии армян

Становление и развитие армянского ювелирного искусства уходит корнями в далекое Средневековье. Часто этот период эксперты называют «христианским». Именно на это время приходится расцвет ювелирного мастерства в Армении. Важно отметить, что именно христианство определяло, как эстетическую сторону вопроса, так и смысловую. В то время преимущественно изготовлялись предметы церковного быта и богослужения — кресты, чаши, мирницы, подсвечники, обложки Евангелий. В период позднего Средневековья и до начала XX века ювелирное дело приобретает более светский характер, становясь менее подчинённым религиозным канонам. В тот период расширяется перечень декорируемых предметов, а на смену обрядовым приходят бытовые изделия. Декоративность становится признаком высокого мастерства. Новая эстетика создаваёт возможности для развития творчества армянских ювелиров и зодчих.

Читайте также:  Тату оберег удача богатство

Покажи мне свой пояс и я скажу кто ты

Армянский серебряный антикварный пояс. Источник: pinterest.ru

Примечательно, что стилизация армянских традиционных костюмов «тараз» и украшений определялась ареалом распространения в разных регионах: Васпуракан, Бардзр-Айк, Сюник-Арцах, Айрарат, Лори-Гугарк, Трапезунд, Парскаайк, некогда Киликии.

Известно, что украшения женщин региона Васпуракан были самыми роскошными. Голова — являлась предметом особой гордости. Как правило, девушки и молодые женщины до рождения ребенка носили головное серебряное украшение – «тасак». Он был окаймлен миндалевидными подвесками вокруг лба и напоминал солнечный диск. Такой головной убор был тесно связан с культом солнца и плодородия. В свою очередь, мужчины носили приталенные пояса — «кямар». Серебряный пояс как показатель мужественности, а золотой – богатства.

Перстень из ювелирной коллекции Национального музея этнографии армян ©Национальный музей этнографии армян

В Бардзр-Айке женщины украшали талию серебряным или золотым поясом с седлообразной пряжкой с геометрическими или растительными орнаментами. Нижний край дополняли кружева из треугольников (техника зерни) или полукругов (из тонких проволок). По обе стороны пряжки висели тонкие кожаные шнурки, бахрома с серебряными пластинами или цепочки со сферическими подвесками, которые выполняли функцию оберега. Отдельные дощечки поясов украшали крестообразные пуговицы. Здесь стоит заметить, что классический крест в армянском фольклоре символизирует не распятие, а жизнь, плодородие и расцвет. Если приглядеться к древним хачкарам, то в большинстве случаев они напоминают собой растущие деревья. По краям расположены три листочка, посередине — вырисовываются ветви, а основанием служит ствол. Из украшений особой популярностью славились сферические серьги «гинды» в виде круга, символа женского начала. А золотое кольцо и жемчужное ожерелье были символами обручения невесты. Украшения для рук — золотые или серебряные браслеты обрабатывались техникой черни и растительными орнаментами. Также в Бардзр-Айке женщины носили плотные налобные украшения с золотыми или серебряными монетами. Виски украшали длинными жемчужными подвесками. Важно отметить, что налобные изделия из ряда монет носили женщины во всех историко-этнографических регионах Армении.

В Сюник-Арцахе особым почетом пользовалось височное сферическое украшение в виде кокона или бубенчика — «божож». Женщины и девушки носили большие круглые серьги, обработанные в техниках филиграни и плетения. Дополняли их наряд бусы и декоративные золотые пластины. В женских ожерельях этого региона можно встретить золотую цепочку с золотым крестом — одно из обязательных обручальных символов невест. В день свадьбы молодожены получали помимо обручальных колец ещё и золотые монеты, которые были скреплены с обеих сторон верхней одежды. В состав мужских украшений входили: пуговицы, пояса, кольца и кинжал. Использовались такие камни как гагат, коралл, агат, горный хрусталь, ракушки. В XIX веке на грудной части мужской теплой одежды «чухи» сшивали патронташи, которые впоследствии приобрели скорее декоративную функцию, нежели оборонительную.

Пояс армянки. Западная Армения, Ван. Источник: pinterest.ru

Украшения женщин Восточной Армении состояли из серебряных или золотых налобных изделий на бархатных лентах красного и зеленого цветов. К платку женщин прикреплялись золотые или серебряные украшения в виде крючков.

Молодые женщины городов Горис и Шуши носили «пластины сердца», а богатые матроны — серебряный крючок на поясе. Одним из украшений состоятельных дам была булавка с бриллиантовой головкой, прикрепленная к платку. Венцом серебряных поясов считались «кямары»с пряжкой в виде лягушек. Пояс был обязательным элементом одежды как для мужчин, так и для женщин. Мужские серебряные или золотые пояса считались символом мужественности и достоинства. Концы сходились с помощью специальной застежки, соединяющей пуп, который считался центром тела и основой продолжения рода. Зрелого юношус правом вступления в брак называли «поясником». Жених надевал пояс в день свадьбы — это был подарок от родителей невесты. Пряжка серебряного или золотого пояса называлась «головой». Имела разную форму: овальную, куполообразную, седлообразную, птицеобразную. Центральные пластины пояса украшал многолепестковый цветок. Пояс считался уникальным оберегом, который плотно охватывал поясницу, делая носителя более мужественным и привлекательным.

Западная Армения, Ван, браслет XIX век. Источник: pinterest.ru

Предназначение символа

Нередко армянки носили «кямар» с зооморфными пряжками, которые целиком были украшены растительными орнаментами, обработанными техниками черни и плетения. Издревле поясу с изображением животного приписывалась магическая сила. Считалось, что он защищал женщин от зла и обеспечивал деторождение. Не случайно молодые невестки, особенно беременные женщины, носили большие пряжки, а после рождения ребенка подвешивали их над колыбелью для защиты новорожденных от сглаза. Здесь стоит отметить, что зооморфные изображения в армянском фольклоре имеют значение оберега и никак не олицетворяют собой изгнание злых духов. Напротив, древняя примета гласит, что сильное животное (лев, змея или мифический дракон) хранит человека от напастей, как первобытный тотем. А орнаменты украшений замужних девушек в виде лягушек символизировали плодородие и размножение, отождествлялись с эмбрионом человека. Также, согласно поверью, лягушки вызывали дожди и лечили от различных болезней. Примечательно, что пояс указывал на принадлежность носителя к определенной возрастной группе, был знаком обручения и показателем статуса. Допустим, незамужние девушки вообще не носили серебряный или золотой пояс. Они получали его в подарок во время свадьбы. Как правило, пояса дарили невестам крестные отцы или тести. Так, серебряный или золотой пояс имела право носить только хозяйка дома.

Читайте также:  Талисманы чтобы притягивать деньги

Перстень из ювелирной коллекции Национального музея этнографии армян ©Национальный музей этнографии армян

Как древние традиции отразились в современном ювелирном искусстве?

Большинство современных ювелиров продолжают придерживаться традиционного стиля создания украшений. Многовековое наследие армянского орнаментального искусства находит свое лучшее воплощение в руках современных художников-модельеров и дизайнеров, которые работают над созданием 3-D моделей изделий. И несмотря на то, что работа с металлом издревле считалась мужским делом, все больше женщин стремятся овладеть этой многогранной профессией. Интересно, что в процессе подготовки конечного продукта участвуют как минимум три специалиста: художник-модельер, ювелир и закрепщик камня. Все вышеперечисленные профессии считаются узконаправленными и никак не соприкасаются друг с другом. Только редкие мастера способны создать украшение от начала выстраивания трехмерного изображения и до конца ювелирной огранки.

Цолак Коштоян. Скриншот: ютуб-канал «My Armenia Program»

Среди современных ювелиров своими работами известна Анаит Берберян, которая дает новое дыхание ванским украшениям, одновременно оставаясь верной традиционному стилю. Из ряда именитых мастеров стоит выделить Цолака Коштояна, потомственного ювелира в четвертом поколении из города Гюмри. Он работает старинными инструментами своих предков, изготовляя александрапольские традиционные украшения: пояса, браслеты, кольца и серьги. Также Коштоян создатель одного из основных символов города Гюмри — мушурбы, серебряного или медного бокала с перекликающимися «булькающими» голосами. Также, не так давно широкую известность получил репатриант из сирийского Алеппо — Акоб Момджян.

Что говорят эксперты?

Этнолог, замдиректора по научной части Национального музея этнографии армян Светлана Погосян уверена, что особенности декоративно-прикладного искусства Армении заложены в генетической памяти: «Сравнительный анализ показывает, что мастера, будучи знакомы с достижениями современного ювелирного дела, в своих творческих поисках уделяют большое внимание унаследованным от предков принципам, механизмам, архетипам. Это говорит о том, что ювелирное дело передавалось через поколения, буквально из рук в руки». При этом Погосян утверждает, что несмотря на быстроразвивающиеся технологии, мастерству не так просто научиться: «Это древняя армянская профессия. Еще Ксенофонт оставил свидетельство ношения золотых монет в качестве украшения армянами. Важно понимать, что ювелиры или мастера ювелирного дела — это не обычные ремесленники, а творческие люди. Эта профессия на грани простой чеканки и высокого искусства».

В свою очередь, фешн-журналист, историк моды Эмма Абгарян рассказывает: «Изобразительный язык, которым до сих пор пользуются армянские ювелиры характеризуется аскетичностью, сдержанностью, религиозностью и подчинённостью смысловой основе, а не просто художественной обработке металла». Однако, по мнению историка, трагедия армянского народа сыграла роковую роль в сохранении наследия национального ювелирного искусства. Во время Геноцида весь многовековой вклад армянских ювелиров и зодчих был утерян и рассеян по миру: «Сейчас все приходится собирать буквально по крупицам или находить отголоски прошлого в частных коллекциях, музеях, просто у людей, которые даже не догадываются об исторической ценности предметов, которыми владеют. Из частных коллекционеров можно выделить Овсепа Токата, который, не живя на родине, собрал огромную коллекцию ювелирных серебренных изделий армянских мастеров и даже издал книгу. Его вклад до сегодняшнего дня был и остается бесценным».

Источник

Оцените статью