Значения карты «Влюбленные»
колоды «Таро Тота Алистера Кроули»
по книге «Таро-зеркало души»
Герда Зиглера
Ключевые слова
Близнецы, любовь, притягательность, подход, соединение, союз противоположностей через Любовь; становиться сознательным через отношения.
Эта карта показывает женитьбу Императора и Императрицы. Церемонию проводит Отшельник — одна из форм бога Меркурия. Он полностью скрыт своими одеяниями, что символизирует, что происхождение всех вещей лежит вне доступа проявленного и интеллекта.
Возлюбленные представляют две противоположности, которые стремятся и притягиваются друг к другу. Эта двойственность, осаженная во всех аспектах существования, испытывается в отношениях между мужчиной и женщиной. Всякая попытка подхода, союза, связи — это выражение страстного стремления восстановить это потерянное Единство. Каждый индивидуум, каждый мужчина и каждая женщина, содержит в себе дуализм мужского и женского. Они выражают себя в различных, часто противоречивых, личных характеристиках.
Психологи давно признают, что каждый из партнеров в отношениях отражает ментальное и духовное состояние другого. Обычно ваш партнер отражает те аспекты, которые неразвиты и неодухотворены в вас самих. То, чего, как вы ощущаете, не хватает вам, вы видите в другом. Это удобный случай иметь жизненно важные переживания на пути к осознанию. Этот урок не может быть схвачен теоретически, через интеллектуальное исследование, или барахтанье в сантиментах. Он требует прямого, бытийного переживания. Он требует отдачи себя всем измерениям радости, экстаза, взаимного обогащения, а также боли, борьбы и уничтожения, необходимых для роста. Отношения, которые жизненны и живы, предоставляют тем, кто в них вовлечен, испытать все двойственности, все противоположности; с любовью приходит ревность, с гармонией приходит дисгармония, с единством приходит разлучение, с возбуждением знакомства приходит отрезвляющее чувство отстраненности.
Если считать, что учение в этой «школе жизни» имеет цель, то это стать целым, полноценным , индивидуумом. Только когда вы сможете найти ваше единство и внутреннюю гармонию, вы подойдете к этой цели полного само разворачивания. Блаженство, которое мы тщетно ищем вне себя, может быть найдено и развито только внутри себя. Любая помеха, которая нас тревожит, любая неудовлетворенность, которая ведет к еще большей неудовлетворенности, выбивают из колеи наш поиск истинного спокойствия и внутреннего мира. Вот почему духовные мастера постоянно говорят, что разумный человек быстро приходит к пониманию того, что никакие отношения не могут быть действительно удовлетворяющими, любовь ведет нас к еще большему пониманию, но мы просто не можем быть этой любовью.
Вернемся теперь к символам карты. Все символы даны в парах, готовыми встретить свою противоположность. Трансформация происходит в брачном союзе. Это представлено орфическим крылатым яйцом и змеей, обвитой вокруг него. Дети держат в руках символы различных планов, на которые подействует трансформация; тело (палка), интеллект (копье), эмоции (чаша) и дух (цветы). Пики, образующие барьер на заднем плане, представляют конфликт между ограничением и свободой, связью и независимостью — компонентами любых отношений.
Видны еще три символа Зодиака: Лев, Скорпион и Стрелец. Лев представляет мужской принцип в природе и означает творчество, которое может вырасти из этого союза. Белый орел представляет Скорпиона, скорпиона в его трансформированном состоянии. Он отражает женскую составную часть, подчиненность человека своим собственным эмоциональным глубинам. Купидон, в виде Стрельца, показывает необходимость прямого, честного взаимообмена.
Указания
Если вытащена эта карта, то это может означать чудесную и возбуждающую любовную связь. Существующие связи или углубляются, или кончаются. Новые методы личного роста и интеграции ваших собственных противоположных аспектов возникают по мере того, как вы поворачиваетесь и взаимодействуете с партнером или группой.
Вопросы
Что вы ищете в людях, которых любите? Что, по-вашему, включают в себя полноценные отношения?
Предложение
Работайте в Таро со своим партнером. Используйте карты, чтобы больше узнать о ваших отношениях.
Утверждение
Я теперь готов встретить партнера, которого всегда хотел встретить.
Источник
Ату VI. Влюбленные — часть 2
Из книги Л.М. Дюкетта «Understanding Aleister Crowley’s Thoth Tarot»
Дети Голоса
Оракул Могучих Богов
Зодиакальный аркан Близнецов
Управитель — Меркурий, экзальтирующая планета — Голова Дракона [1]
Первоначальная композиция: молодой пророк, стоящий в позе знака Осириса Восставшего [2]. Аполлон вдохновляет его прорицать о священном и мирском, что символизируют мальчик с луком и две женщины — жрица и блудница [3]
Еврейская буква: Зайин (меч)
Путь Древа Жизни: 17-й, соединяющий Бину (Понимание) с Тиферет (Красотой)
Цвета: оранжевый; бледно-лиловый; желтая свежевыделанная кожа; красновато-серый, склоняющийся к лиловому.
«Оракул Богов — Детский Голос Любви в собственной Душе твоей! внемли ему!
Не внимай ни Голосам Сирен, которыми манят тебя Чувства, ни Голосам Призраков, которыми вещает Рассудок; покойся в Простоте и слушай Молчание» [4].
«Дорогой Алистер, я сражаюсь с сильной простудой и с Влюбленными — последние, кажется, воспряли духом. Я еще не решила, стоит ли вернуться к Дураку и повозиться с ним еще или оставить так». — Из недатированного письма Фриды Харрис Алистеру Кроули.
Ату VI, Влюбленные, — это четвертый из алхимических арканов [5]. Известная алхимическая максима гласит: «Solve et coagula» — «Растворяй и сгущай». Процесс solve представлен в Таро картой Влюбленных, процесс coagula — картой Искусства. На то имеются астрологические причины, поскольку в зодиаке Близнецы (Влюбленные) располагаются точно напротив Стрельца (Искусство). На пути между двумя этими арканами — шестым и четырнадцатым — нам встретятся и другие алхимические карты, соответствующие различным промежуточным стадиям, отделяющим solve от coagula.
Solve et coagula — это история женитьбы и беременности. Главное действующее лицо этой алхимической истории любви — не жених и не невеста, а ребенок, рождающийся от их союза. В Таро Тота символом этого ребенка выступает орфическое яйцо, которое, как напоминает нам Кроули, «символизирует сущность всей жизни, подпадающей под формулу мужского и женского» [6].
Подобно событиям, сопутствующим рождению любого ребенка, наш алхимический сценарий разворачивается поэтапно. Ату VI, Влюбленные, — это свадебная церемония; Ату XIV, Искусство, — медовый месяц; в Ату IX Отшельник оплодотворяет яйцо; Ату XIII, Смерть, хранит его в тепле и покое на последней стадии созревания.
На карте Влюбленных изображена сцена, описанная в одном из самых знаменитых алхимических трактатов всех времен, «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца», — по словам Кроули, «шедевру столь обширному и пространному, что процитировать его здесь с пользой для дела нам не удастся. Но суть анализа — это непрестанное раскачивание на качелях противоречивых идей. И данная часть карты — это символ двойственности» [7]. Посмотрим, как леди Харрис открывает этой картой первую стадию великого алхимического романа.
В нижней части карты мы первым делом обнаруживаем крылатое орфическое яйцо, словно перепорхнувшее сюда прямиком с карты Мага. На этом начальном этапе операции оно — всего лишь дремлющее семя жизни. Оно расположено между белым орлом и красным львом, символизирующими женский и мужской компоненты нашей формулы — белую и красную тинктуры Императрицы и Императора. Позднее, в карте Искусства, мы увидим следующую стадию этой операции: красный лев станет белым, а белый орел — красным.
Дети, сопровождающие жениха и невесту, — не кто иные, как Каин и Авель. Своим присутствием на этой карте они (так же как Ева и Лилит, расположенные в верхних углах) обязаны видению Второго эфира из «Видения и Голоса». Невеста облачена в белое и увенчана серебряной короной. В руке она держит золотую чашу, на которой изображен слетающий голубь Святого Духа. Одежды ее, подобно облачениям Императрицы и Императора, украшены пчелами. Жених черен и увенчан золотой короной. Он держит в руке священное копье — орудие, дополняющее чашу его невесты. Его одеяние расшито змеями, как и одежды Императора.
Священник, сочетающий их браком, — не кто иной, как Отшельник из Ату IX. Он совершает магический Знак Входящего, простирая руки вперед над головами жениха и невесты. Руки его обвиты символом слова, свитком (эдакое космическое свидетельство о браке), который перекручен петлей и образует бесконечную ленту Мебиуса.
Над головами у них крылатый Купидон или Эрот с завязанными глазами целится из лука — но за участников церемонии можно не опасаться: стрела его направлена мимо всех фигур. Это та самая «стрела, направленная вниз», о которой говорит ангел пятого Эфира в «Видении и Голосе» [8]. Сказано, что эта «стрела, направленная вниз», исходит из «самой верхней точки» [9] буквы Йод в составе Йод-Хе-Вав-Хе. Как мы помним из главы 9, Йод по большей части располагается в Хокме, но самая верхняя точка его принадлежит сефире Кетер. На карте Влюбленных стрела Купидона направлена прямиком от Кетер к Хокме.
Вся церемония совершается под аркой из стальных мечей (Зайин, еврейская буква соответствующая Влюбленным, означает «меч»). Дойдя до Ату XIV, Искусство, мы увидим как все эти символы превращаются в свои противоположности и смешиваются между собой. Но сперва нам предстоит обсудить другие арканы и, среди них, те, которыми обозначены стадии алхимического процесса, располагающиеся между solve и coagula.
[1]. Т.е. Восходящий узел Луны — одна из так называемых «фиктивных планет», учитывающихся во многих школах астрологии. — Примеч. перев.
[2]. Т.е. стоящий со скрещенными на груди руками. — Примеч. перев.
[3]. Crowley, 777 and Other Qabalistic Writngs, Column CLXXXI, p. 34. — Примеч. Л.М. Дюкетта.
[4]. The Book of Thoth, p. 256. — Примеч. Л.М. Дюкетта
[5]. Первые три — Маг (символизирующий алхимическую Ртуть), Императрица (Соль) и Император (Сера). Примечательно, что ипостаси всех этих трех персонажей присутствуют на карте Влюбленных: Король — Император, Королева — Императрица, а сочетающая их браком фигура в капюшоне — одна из форм Отшельник (Ату IX), который, в свою очередь, является одной из форм бога Меркурия, связанного с картой Мага. — Примеч. перев.
[6]. The Book of Thoth, p. 83. — Примеч. Л.М. Дюкетта.
[7]. The Book of Thoth, p. 82. — Примеч. Л.М. Дюкетта.
[8]. Стрелу, направленную вверх, мы увидим в карте Искусства. — Примеч. Л.М. Дюкетта. — Соответствующий фрагмент из «Видения и Голоса» приводится в приложении к Ату XIV, Искусство. — Примеч. перев.
[9]. Crowley, Vision and the Voice, p. 202. — Примеч. Л.М. Дюкетта.
© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley’s Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Источник
Глава 6. Аркан Влюбленные
Аркан Влюбленные
Cсоответствия по «Liber 777»:
Значение буквы – меч.
Положение на древе – Бина – Тифарет.
Цвета – оранжевый и бледно-розовато-лиловый.
Египетские боги – боги близнецы Рехт, Мерти.
Медитация – белый труп.
Греческие боги – Кастор и Поллукс, так же Аполлон в аспекте оракула.
Римские боги – Янус.
Животные – сорока (и мифические гибриды).
Драгоценные камни – александрит, турмалин, исландский шпат.
Магическое оружие – треножник.
Ароматы – полынь горькая.
Растительные средства – спорынья и абортивные средства.
Магические силы – способность находиться в двух местах одновременно.
Тело человека – лёгкие.
Мифические существа – зловещие призраки, баньши.
Болезни в результате неправильной работы – пневмония, туберкулёз.
Оракул богов – это детский голос любви,
В твоей собственной душе – услышь его.
Не обращай внимания на голос сирен чувства
Или на фантомный голос разума: пребывай в простоте
И слушай безмолвие.
«Открытость для вдохновения, интуиция, разумность, второе зрение, легкость, легкомыслие, глубокомыслие, лишенное практичности, нестабильность, противоречивость, неглубокий союз с другими, нестабильность, противоречие, тривиальность, высоколобость» (Алистер Кроули «Книга Тота)
«Каждый символ сам по себе двойной, так что смысл ветвится, и объединить его можно только при помощи разного рода свадеб», — пишет Кроули про аркан Влюбленные. Даже название у этой карты двойное: с одной стороны, Влюбленные, а с другой – Братья; с одной – любовь, с другой – ненависть. Влюбленные на карте – это Король и Королева, а братья – Каин и Авель. Это становится понятно, если вспомнить слова Юнга, сказанные в самом начале его ключевого исследования по алхимии: «Алхимия – это объединение элементов, противостоящих друг другу в силу своей враждебности и притягивающих друг друга в силу своей взаимной влюблённости».
Шестой аркан и правда изобилует алхимической символикой: его центральным мотивом является свадьба короля и королевы, зооморфная вариация этой свадьбы – брак белого грифа и красного льва, а в верхней части карты, как высшее символическое противостояние, представлены два ключевых женских архетипа – Ева и Лилит. Король изливает в чашу королевы из своей руки пламенеющий поток своей души, что означает взаимодействие водного (чаша) и огненного принципа.
До этого антиномии, с которыми мы встречались при анализе символики больших арканов, были двух видов: либо различные ценностные истолкования одного и того же архетипа (например, Верховная Жрица может быть освободительницей от оков материи и путем через пропасть, а может – слепой силой, оскопляющей недостаточно развитую личность), либо полярность разных арканов (например, духовность Жрицы уравновешивает материальность Императрицы, а эрос и принцип природной естественности Императрицы уравновешиваются волей к власти и принципом цивилизации Императора). В аркане Влюбленные мы впервые сталкиваемся с третьим вариантом – противоположности оказываются не в различных смыслах одного символа, а в парных символических сизигиях – Каин – Авель, Ева – Лилит, король – королева, грифон – лев. Более того – каждый символ изначально двоится и в зависимости от контекста может иметь знак плюс или минус.
Седьмой путь зайн – это архетип дуализма как такового. Символом пути зайн является меч, который издревле известен как оружие разделения. Все действие карты происходит в железной арке, состоящей из мечей, что подчеркивает эту символику. Это соответствие роднит Влюбленных с предыдущим путем вау. Но если на пути вау имеет место осознание двойственности и дифференциация явлений властью логоса, то на пути зайн происходит этическое осмысление этой дифференциации, связанное с определенным дискомфортом и с трудом осознаваемым чувством вины. Мировоззрение, соответствующее этому архетипу, — как правило, манихейский дуализм добра и зла. Реальность предстает жестко поделенной на черное и белое.
Внизу карты изображены два ребенка – черный и белый, положительный и отрицательный. Они символизируют сознание и бессознательное, а если более точно – эго и тень. Это легко объяснить в границах психологии: когда маленький ребенок узнает, что некоторые его действия «плохие», он начинает отщеплять их от своего эго, от идеального представления о себе, в результате чего формируется тень, о которой так много писал Карл Юнг.
Впоследствии тень проявляется как образ всего, что противоречит убеждениям осознающего я. Если сознание настроено пуритански, то тень будет содержать сексуальные образы в самой извращенной форме. Если наоборот, человек является сторонником сексуальной революции, то тень будет содержать образы инфантильного, запретительного подхода к сексуальности. Если человек жаден, его тень расточительна, если рационален – эмоциональна, короче говоря, тень является полной противоположностью сознательной личности. Чтобы определить, какова у вас тень, достаточно честно и без вытеснения ответить на один простой вопрос – что у вас более всего вызывает отвращение, раздражение и агрессию в людях вашего пола. Заметьте: чем сильнее раздражение, тем больше власти имеет ваша тень.
Но только через раскрытие своей тени возможно развитие. Противостояние эго и тени должно перейти в их динамическое равновесие, а позже, когда элементы сознания и бессознательного перемешаются между собой, – в рождение алхимического дитя или самости. Этический дуализм является первым препятствием для работы мага, и он должен быть разрушен. Должно быть достигнуто понимание, что каждое черное содержит в себе белое, а каждое белое – черное. Добра и зла не существует – вот тайна, сокрытая в символах пути зайн. Помните у Зинаиды Гиппиус:
Тебя приветствую, мое поражение,
Тебя и победу люблю равно.
На дне моей гордости лежит смирение,
И радость и боль всегда одно.
Как воды, успокоившиеся в безмятежности,
Вечера ясного все бродит в туман.
В последней жестокости бездна нежности.
И в божией правде божий обман.
Люблю я отчаяние свое безмерное,
Нам радость последней каплей дана
И только одно я знаю верное –
ВСЯКУЮ ЧАШУ НАДО ПИТЬ ДО ДНА.
Если вы не только понимаете умом, но и чувствуете это, что называется, нутром, задача пути зайн на данном этапе для вас выполнена.
Символика становится еще более ясной, когда мы узнаем, что базовым соответствием аркана Влюбленные – Братья является созвездие близнецов, которое, согласно представлениям классической астрологии, наиболее противоречиво и двойственно из всех созвездий зодиака. Запутанность, противоречивость, двойственность свойственна близнецам более, чем любому другому знаку.
Архетип враждующих братьев (реже сестер – как, например, Иннана и Эрешкегаль) напрямую относится к пути зайн. Исход этого противостояния бывает самый разный – от возможного примирения-компромисса (королевская свадьба, интеграция, примирение сарацина и рыцаря Грааля, Гильгамеша и Энкиду) до убийства одного из братьев другим, что, в итоге, оказывается убийством себя. Очень ярким примером подобного мифологического развития является блистательная поэма Сергея Калугина «Рассказ короля Ондатра о рыбной ловле в пятницу».
Если на пути вау изобилует восторг от своей способности разделять силою логоса, то зайн является своего рода похмельем, когда ощущение собственной отделенности может быть мучительно и вызывать чувство вины. Обретение сознания в мифологии всегда соотносилось с нарушением священного запрета, разрушением бессознательной самости, и если путь вау – это первые восхитительные мгновения после похищения огня логоса, то зайн связан с осмыслением свой вины за прометеев грех. Обретение сознания (пентаграммы) создает комплекс вины, поскольку возникает ощущение, что сознание «отнято», «украдено» у прародителей.
Миф, который позволит расширить наше понимание этого мотива – это малазийский миф о разделении земли и неба. Согласно этому мифу, земля и небо изначально были неразрывной парой, слитой в любовных объятиях. Их детям было очень тесно и душно, пока самый старший сын не поднял восстание против родителей и не разделил землю и небо.
Именно поэтому персонажи, в общепринятой теологии считающиеся негативными, в гностицизме являются носителями высшего и тайного знания: Каин, Иуда, Симон Маг в этом контексте предстают не предателями, а посвященными, героями, мятежниками против обыденности бога мертвого и догматического закона. Если общепринятые религии рано или поздно оказываются захвачены архетипами великого отца и великой матери и служат не обретению индивидуальности, а напротив, её растворению, то ереси напрямую имеют потенциальность к индивидуальному мышлению.
Осознанное, принятие яблока Евы или огня Прометея во всей полноте, – это скорее двадцатый аркан Эон, который обрел особую силу в наступившей эре Гора, здесь же речь идет о первом, спонтанном познании этического дуализма, или, напротив, появлении возможности преодолеть этот дуализм.
Переосмысление роли негативных персонажей является важной частью работы с тенью и преодолением этического дуализма. Необходимо разрушить привычные жесткие концепции добра и зла, и особый взгляд на теневых персонажей весьма в этом помогает. Это и есть один из видов «алхимической свадьбы», результатом которой должно стать разрушение оценочных суждений. Вот почему центральной фигурой карты является Каин, который «получил начертание на чело его. Это «начертание Зверя», о котором говорится в Апокалипсисе, и знак Посвящения. Пролитие крови необходимо, ибо Бог не слышал детей Евы, пока кровь не пролилась. И это внешняя религия; но Каин не говорил с Богом и не имел начертания на челе, и потому сторонились его все люди, пока он не пролил кровь. И эта кровь была кровью его брата. Это таинство шестого ключа Таро, который следовало бы называть не «Влюбленными», но «Братьями». В центре карты стоит Каин; в его правой руке Молот Тора, которым он убил брата, весь обагренный кровью того. Левую же ладонь держит он открытой в знак невинности» (Алистер Кроули «Книга Тота»).
Это утверждение Кроули станет максимально понятно по прочтению романа Германа Гессе «Дамиан», где главным действующим лицом является молодой человек, постепенно разрушающий стереотипы, навязанные ему воспитанием. Он «рвется из плена рая», и символом его освобождения является обнаружение «братства Каина», к которому его подводит авторитетная фигура Дамиана – одноклассника, друга и наставника, выводящего его за пределы добра и зла. Вершиной пути Синклера (таково имя главного героя) является сексуальная связь с Госпожой Евой, которая является матерью Дамиана и главой братства Каина.
Согласно Гессе, только Каин и его дети способны выйти из стада, подчиняющего одним законам, и быть свободными от «согласованного транса» системы, в которой их воспитывали. Это свободные, дерзкие, ищущие и не соглашающиеся с общепринятыми иллюзиями личности. Они одиноки (Отшельник) до того, как находят своих (братьев Каина), и образуют совершено особое братство посвященных.
Образ Каина пересекается с образом Иуды, и здесь я рекомендую такие книги, как «Последнее искушение Христа» Казанзакиса и «Иуда Искариот» Леонида Андреева. Оба произведения являются современной версией гностического осмысления Иуды как обладателя тайного знания. Сейчас, когда внимание всего мира приковано к найденному «Евангелию от Иуды», это особенно значимый вопрос.
Подводя итог, можно сказать, путь зайн является одновременно и принципом двойственности и преодолением двойственности. Вспомним алхимическую максиму «где болезнь, там и лекарство», которая на самом деле применима к каждому из архетипов большого аркана.
Важная грань символизма Влюбленных, сохранившаяся еще со староэоных колод, — тема выбора пути. Этот мотив представлен образами двух женщин, изображенных в верхней части карты. Кроули напрямую пишет, что «женщина слева, напоминающая Кали, но гораздо более соблазнительная – это Лилит».
На определенной стадии каждый из нас оказывается перед выбором между сирым бытием обывателя и нелегким эволюционным восхождением адепта по пути магии. «Вот змея, а вот голубь – выбирай, как следует», — сказано в Книге Закона, и при всем богатстве символического поля каждого из этих образов в данном соотнесении они представляют выбор между голубиной невинностью и запретным познанием змея. Ева предлагает покой, Лилит – свободу, Ева – общепринятые ценности, Лилит – запретный путь единиц, Ева – сладкие сны, Лилит – экстаз и ужас пробуждения.
Обратите внимание, что если в классических колодах Лилит предстает как негативный принцип порока, то сейчас, после глобального переосмысления сексуальности (подробнее в аркане Вожделение), она оказывается проводницей, наставницей и источником силы, благодаря которой оказывается возможным движение вперед.
В завершение я хотел бы проиллюстрировать сказанное двумя снами, которые являются ярким примером ко всему вышеописанному. В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда следует увидеть возможность выбора, идущего из бессознательного, и найти в себе мужество принять правильный вариант.
«Я сижу на скамье в электричке. Мы проезжаем какую-то станцию, которая в жизни – обычный полустанок, во сне – будто вся из неоновых огней. Справа в вагон входит женщина. Она очень красива, с яркими, чёрными волосами. От неё исходит огромная дионисийская мощь, в руках у неё гитара. Она начинает петь. Её песня – это вызов всему застывшему, она говорит, что идти с ней – это идти через ад, и только сильный способен на это. Я наблюдаю за женщиной, испытывая восхищение и страх, но тут в вагон с другой стороны входит другая женщина, в сопровождении странного мужчины. Этот мужчина одет в прозрачную бычью шкуру. У вошедшей светлые волосы, и она играет на каком-то очень классическом инструменте типа арфы, и тотчас весь вагон начинает слушать её, она поёт о том, какой прекрасный и безмятежный мир она создаёт из всего, к чему прикасается. Всякий, кто её слушает и находится около, никогда не будет страдать. Все застыли от её волшебства, словно первая женщина и не появлялась, а мужчина стал примерять на всех бычью шкуру, и с людьми в процессе этого что-то стало происходить: они обретали какое-то странное счастье. Страшное счастье! Мужчина подошел ко мне и пытался натянуть на меня бычью шкуру, в ответ на что я стал сопротивляться изо всех сил. В этот миг сопротивления я постиг, что есть только две силы, и мы должны выбирать, за кем идти».
Второй сон предельно краток: «У меня в руках два семечка. Я слышу женский голос, который мне говорит: «Ну вот, у тебя два семечка — черное и белое — и пришло время выбирать, какое посадить».
Рекомендуемое чтение: Герман Гессе «Дамиан», Максимильян Волошин «Путями Каина» (поэма), Николо Казанзакис «Последнее искушение Христа», Жерар Де Нерваль «История о звезде утра царице Савской и царе Сулеймане, повелителе духов».
Источник