Архимандрит ипполит халин предсказания

Архимандрита ипполита халина

«От отца Ипполита никто не уйдет без духовного плода»

Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002), – один из великих старцев нашего времени, преемник традиций Глинской пустыни и Псково-Печерского монастыря, прошедший духовную школу Афона. В 1966 году он оказался в числе первых монахов из России, возродивших жизнь Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Святой Горе. С 1991 года до дня своей кончины архимандрит Ипполит был настоятелем восстановленного им из руин Рыльского Свято-Николаевского монастыря, основал скиты и монастыри на Курской земле и в Осетии. Воспоминаниями о своем духовном отце поделился иеромонах Игнатий (Матюхин), бывший насельник Рыльской обители, ныне – духовник основанного отцом Ипполитом Большегнеушевского Казанского женского монастыря (Курская митрополия).

Расскажите, пожалуйста, как произошла Ваша первая встреча с отцом Ипполитом?

Воспоминания об отце Ипполите, нашем дорогом и любимом, – самые яркие и глубинные. Он незабвенно вошел в нашу жизнь, в сердца многих людей. Мы и сейчас ощущаем его близость к нам, причем не мечтательную, а самую настоящую – бытийную. Батюшка по-прежнему таинственно общается с нами. Старцы имеют дар учительства, ограждают от опасностей, направляют на спасительный путь жизни, и после кончины они не оставляют своих чад.

Я попытаюсь раскрыть облик батюшки, то, что я увидел и понял, живя рядом с ним. До встречи с отцом Ипполитом у меня был опыт общения с известными духовниками. В 1994 году я – послушник Глинской пустыни ездил к разным старцам, чтобы получить благословение на монашество, узнать, есть ли на то воля Божия. Мне сказали, что в Рыльске живет бывший глинский монах отец Ипполит, и у него обязательно надо взять благословение. Я поехал и услышал от батюшки: «Отец, иди-иди в монашество, да-да, надо».

Отец Игнатий, опишите подвижничество архимандрита Ипполита.

Батюшка взял на себя три подвига. Первый из них: «больший из вас будет вам слугой» (ср. Мф. 23:11). Батюшка именно служил каждому: никого от себя не отторгал, всем стремился помочь. Старец исполнил заповедь: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37). Это второй его подвиг. Приезжали больные, искаженные грехом и страданиями, с самыми несчастными судьбами. Батюшка всех принимал и давал им возможность отдышаться от своей собственной жизни. Были и такие, что если бы отец Ипполит их не приютил при монастыре, они покончили бы жизнь самоубийством, погибли. Батюшку осуждали за то, что он оставлял при монастыре таких людей. Но это не его недостаток, а наше непонимание сути христианства, а он изначально поступал праведно. Это было проявление Божественной любви, которая действовала через него. Стяжав в сердце Христа, он не мог не откликнуться на чужую боль. Из всех старцев, с которыми я был знаком, батюшка более всего был похож на Христа, именно своим милосердием к падшим людям.

И третий подвиг: «просящему у тебя – подавать» (ср. Мф. 5:42). У батюшки была необычайная милостивость. В этом он похож на святителя Николая Чудотворца. Если старец знал, что есть нужда, то он подавал даже больше, чем просили, все уходили от него радостные. Тогда в монастыре средств хватало, можно было у нас провести восстановление не хуже, чем в столичных обителях, но деньги расходились на нищий народ, батюшка помогал ему выживать.

Паломники Рыльского Свято-Николаевского монастыря, 1990-е годы

Как Вы считаете, какая самая главная черта духовного облика отца Ипполита?

Говоря об отце Ипполите, обычно останавливаются на внешней стороне его жизни, на чудесах, впечатлениях, но мало описаны его духовное делание, монашеский подвиг. Сейчас мы пытаемся осмыслить, воссоздать облик нашего старца, как будто складываем мозаику. Каким он был? Основная черта батюшки – смирение. Святые отцы учат, что смирение – риза Божества. Отец Ипполит достиг облечения в это божественное одеяние. Мне совершенно ясно, что благодаря смирению он стал подвижником, который в сердце стяжал Христа, Небесного Архиерея, Ему служил, и от Него принимал послушания. Каким таинственным образом ему открывался Бог, мы никогда не узнаем – это он унес с собой.

Батюшка со смирением избрал и принял путь глубокого злострадания, предназначенный ему Христом. И на этом, особо тесном пути, он испытывал покой и духовную радость. Потому что именно на этой стезе, когда человек многое претерпевает, приходит благодать, дающая радость общения с Богом. Смиренный человек получает от притеснений и скорбей радость и покой. Это было обычным состоянием старца.

Мы, паломники, видели, что жизнь Рыльского монастыря отличалась от других обителей. Расскажите, пожалуйста, как протекала монашеская жизнь.

При старце жизнь в монастыре протекала в особом режиме. Мы жили просто, непринужденно, не фиксируя событий, не осмысливая. Как ребенок живет с матерью: она его питает, заботится, и всё идет своим естественным ходом. А когда он вырастает, и мать отдаляется, – он начинает понимать, как она его любила. Вот такой период после ухода старца наступил у всех нас, знавших его. При жизни батюшки протекало наше детство, и казалось, так будет вечно. И только теперь мы понимаем, что оно уже не вернется.

В монастыре нелегко было… Приходилось по-монашески жить не в уединении, а в потоке болящих людей. Я никогда не видел столько страдающих лиц, замученных людей, особенно на отчитках. Батюшка взялся за самых несчастных, самых брошенных. Он принял подвиг, на который редко кто решается. Отчитки – это гигантский труд, не многие монахи могут взять его на себя и не повредиться. Мы исполняли то, что говорил старец – читали молитвы, а боролся и изгонял нечисть из людей – он, силой Христовой. До отказа заполненный храм; если туда войдешь, назад не выйдешь. Читаешь молитвы, а за спиной дикие вопли преисподней. Слышишь истошные крики: «Я тебя убью. » и понимаешь, что это не пустые слова. Батюшка погружал нас в мир людских страданий и не уставал напоминать о необходимости терпения. Потому что, только освоив эту добродетель, можно обрести смирение. Старец закладывал в нас терпение как фундамент смирения, чтобы потом подняться и до него дорасти.

Что более всего привлекало Ваше внимание в жизни старца?

Меня интересовала именно сокровенная сторона духовного подвига отца Ипполита. Стремясь к монашеству, я искал наставника, который обучил бы духовной науке. Я стал «изучать» старца, вглядываться глазами сердца в его жизнь. От меня не ускользал ни один его жест. Есть такая притча: к авве пришли ученики и стали задавать вопросы. И только один из них молчал. Тогда авва обратился к нему: почему он ничего не спрашивает? А тот ответил: «Мне достаточно просто быть рядом с тобой, отче». Вот и мне хотелось «быть рядом» и через видимое узреть сокровенное и поучающее. Я был на последнем курсе семинарии и наивно полагал, что имею достаточные знания о старчестве. Но около отца Ипполита оказалось, что ничего не знаю. Одно дело – книжное научение, другое – опытное постижение духовных истин.

Как складывались Ваши личные отношения с отцом Ипполитом?

Я был монах с претензиями. Мне хотелось жить в обустроенном монастыре, чтобы были условия для монашеского делания. Поэтому Рыльский монастырь мне не понравился. Там было многолюдно, а я любил молиться в уединении. Просил у батюшки благословения уехать, но он не отпускал, а потом, наконец, сказал: «Езжай, все равно потом сюда приедешь».

Мне было по душе книжное любомудрие, после семинарии хотел учиться в академии. Но владыка не благословил, а, вопреки моим ожиданиям, направил в Рыльский монастырь. И тогда вспомнились слова батюшки о моем возвращении. По сути, старец тогда предрек: здесь мое место. Предсказания духоносных отцов имеют такое свойство: сначала ты их слышишь, но в полной мере не воспринимаешь, и только спустя годы начинаешь понимать их смысл. Семь лет я провел в Рыльском монастыре, потом был переведен в женский монастырь в селе Большегнеушево. С 2000 года прохожу «Ипполитовские академии» – сначала с батюшкой, потом с игуменией Ипполитой (Ильиной), настоятельницей нашей обители.

Живя рядом с батюшкой, я знал, что он прозорлив, мудр, ему открывается воля Божия – это всё было очевидно. Но мне хотелось получить еще внутреннее свидетельство его совершенства и старчества. Я написал ему целый труд, задавая вопросы об аскезе, – хотелось узнать его мнение. Долго ждал, но не получил никакого отклика. Теперь я понимаю, что до осмысления ответов на мои духовные вопросы надо было еще дожить.

Всё начало открываться после кончины отца. Стало происходить то, что описано у святых отцов. Старец ушел… Но скорби не было, душа летала… – неописуемая, глубокая Пасхальная радость. И стали проясняться ответы на мои вопросы. Батюшка не торопился с откликом. Он воспитывал монахов своей особой «молитвенной педагогикой». По его молитве, в свое время, когда я был готов воспринять, пришло то, что я так долго искал: полная ясность ответов на мои вопросы и внутреннее сердечное удостоверение. Это всё свидетельства его старчества и совершенства.

Отец Ипполит скончался ночью. Я проснулся и почувствовал: батюшка умер. Через две-три минуты услышал звук колокола… Старец посетил свое чадо. Когда душа уходит, она навещает близких. Сразу после кончины батюшки родилась наша сердечная близость, чего раньше я не чувствовал. Пришло ясное понимание, что теперь я с ним навеки: ни он меня не отпустит, ни я от него не отойду.

Как отец Ипполит учил, воспитывал монахов?

Мы, знавшие отца Ипполита, сейчас глубже и глубже познаем тайну его души, она словно раскрывается в течение нашей жизни. Батюшка своим молчанием и краткими словами как бы говорил нам при жизни: «Смотрите, что и как я делаю, не задавая лишних вопросов, а со временем всё откроется и прояснится». Как Евангелие мы читаем, и оно раскрывается в течение жизни. Так и батюшка: мы его видели, слышали, но тогда это было только начало.

Прошло 15 лет после его ухода, а он меня по-прежнему окормляет, воспитывает, устыжает, смиряет, напоминает… Я вижу, куда идти, у меня пример перед глазами. Он – воплощенная кротость и смирение. Мы говорим о добродетелях, о кротости, а кротких людей не встречаем. А у нас был опыт общения с таким человеком, мы видели его реакцию, поступки, вглядывались в его глаза. Для нас, начинающих монахов, это было очень важно.

Нужно время, чтобы мы по-настоящему уяснили его поучения. Например, батюшка говорил много раз: «Терпи, отец». Только спустя годы я понял смысл терпения, и каким оно должно быть. Мы часто терпим неправильно: собираем злость на ближнего, свою бессердечность, а потом изливаем всю раздражительность, чаще всего на слабого человека. А терпение – это умение быть добрым при любых злостраданиях.

Что такое старчество? Старец изначально видит твой путь и знает, куда вести. Сейчас мы глубоко чтим батюшку, стараемся исполнить его наставления по русской пословице: вперед батьки в пекло не лезь. Зачем изобретать велосипед, терять время, делая крюки и зигзаги? Надо идти прямым путем, а это стезя отца Ипполита: «Живи просто. Живи и радуйся». По мирским понятиям, оснований для радости у батюшки было мало, скорбная мученическая монашеская жизнь, а в сердце – покой и радость.

Какие конкретные поучения он дал Вам лично?

Помню одну исповедь у батюшки. Он был в своей деревянной «каливе», я встал на колени. И вдруг ощутил, что меня чем-то накрыло, как колпаком, что-то со мной происходит. Возникла особая духовная близость со старцем. Смотрю на него и чувствую, что он меня любит и всё видит. Обычно мы исповедуемся, и в душе ничего не происходит. А здесь, в этой благодати любви, возникли пронизывающая боль за грехи, стыд и понимание недопустимости этих грехов. Это было очень остро, как не бывает в обычной жизни. Старец показал, как надо исповедоваться: грех должен не просто называться, а в переживании боли и стыда отторгаться. Это яркий пример силы молитвы отца Ипполита. Батюшкина благодать – небесного свойства, она передавалась нам, утешала, а порой, вот таким образом просвещала, обучала.

Запомнился такой случай. Будучи послушником, я страдал от своей разбитой обуви, не было денег купить новую, и ноги промокали. В Рыльский монастырь я приехал в ботинках-«крокодилах». Мне сказали, что отец Ипполит заботится, чтоб все были одеты-обуты. Решил проверить: если он прозорливый, то должен заметить, в чем я хожу. Однажды даже обогнал его, показывая, что моя обувь явно рассыпается. После этого посмотрел на реакцию батюшки – он только улыбался. Из монастыря я уехал на учебу в семинарию в Курск. Через полгода после этого случая мне принесли коробку с новой обувью: «Это тебе от отца Ипполита». Вот такой урок мне преподнес батюшка: всё видит, но всему свое время. Интересно заметить, что в дальнейшем у меня всегда обуви достаточно, сам раздаю.

Иеромонах Игнатий (Матюхин)

Батюшка неоднократно говорил мне: «Отец Игнатий, я не умею, а ты будешь проповедовать, будешь говорить людям». Я тогда избегал мирского общения и поэтому смущался от такого предсказания. После смерти батюшки, действительно, пришлось рассказывать о нем, преподавать, проводить экскурсии. Но для этого сначала надо было пройти школу Рыльского монастыря.

То, что отец Ипполит говорил и явно показывал, – это на всю жизнь. Недавно произошел такой случай. На Афоне у меня была встреча с архимандритом Ефремом, игуменом Ватопедского монастыря. Он поговорил со мной ласково, вразумил, но потом я вновь подошел что-то спросить. А он мне уже жестко указал: «Я тебе всё сказал, иди исполняй». Отец Ипполит был помягче, но принцип тот же, схожая «педагогика»: я вам сказал и показал всё необходимое на это время, теперь исполняйте, если хотите… Без отца Ипполита жизнь многих людей была бы иной.

Афон, конец 1960-х годов Отец Ипполит за свою жизнь прошел несколько монашеских школ: глинская, псково-печерская, афонская. Как Вы полагаете, какая из них стала главной, особо повлиявшей на него?

Отец Ипполит – это особый опыт прихода афонского старчества в Россию. Афониты все похожи друг на друга. И наши подвижники одной школы тоже сходны, с них канон можно писать: глинское, псково-печерское старчество. Батюшка прошел русские школы старчества, но все же главное в его облике и служении то, что он – святогорец, освоивший исихастскую афонскую традицию молитвы. Он явил афонский дух и нес афонское послушание в России. И это бесценное богатство стало достоянием Рыльского монастыря. После месяца, проведенного на Афоне, я понял батюшку больше, чем за все предшествующее время. Более ясным стал его путь к такому совершенству.

В Казанском монастыре в селе Большегнеушево чувствуется афонское влияние. Вы связываете это с покровительством отца Ипполита?

У нас установилась духовная связь с Ватопедом, со старцем Ефремом. Он приезжал к нам в монастырь. Мы почувствовали веяние с Афона, когда шло строительство монастыря. В стране начался кризис, а у нас в 2009 году появились спонсоры. В глухую деревню пришли новые люди. Ведь кто-то их привел? Отец Ипполит, конечно же. Он причастен ко всем нашим событиям и свершениям. Через афонитов, из близкого его сердцу Афона, батюшка направил к нам помощь.

Вид женского монастыря во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево

Расскажите, как батюшка сейчас являет себя из блаженной вечности?

Сейчас начинается новый виток вхождения старца в нашу жизнь. Первый был при жизни батюшки, второй начался сразу после его ухода и связан с его посмертными чудотворениями. И в последние годы после телевизионных передач по центральному телевидению в монастырь хлынул поток людей, узнавших о новом чудотворце. Люди чаще всего едут не с духовными проблемами, а просто полечиться. Так было в Рыльском монастыре и при батюшке: лечились и получали исцеление. Сейчас происходит то же самое, но с этого начинается духовное пробуждение. За каждого человека пойдет молитва старца. От отца Ипполита никто не уйдет без духовного плода. Такое массовое почитание старца является проявлением посмертной жизни отца Ипполита во Христе. Это его тихие скромные, а иногда и яркие чудеса – для людей, которые его не знали, но уже полюбили и потянулись к нему.

Говоря о многочисленных чудесах отца Ипполита, обычно имеют в виду изменение обстоятельств, когда по молитвам старца внезапно приходит помощь Божия. Это то, что помогает нашей внешней жизни, но бóльшее чудо происходит в сердце человека, когда оно обращается ко Христу. Мы знаем множество таких примеров чудес, которые старец творил в душах людей. Иногда одним днем, иногда постепенно, он делал человека православным христианином. Причем он не убеждал, а просто общался, жил с нами, молился, и люди вокруг него – обретали веру, воцерковлялись. Среди нас были многие, кому он постучал в сердце, кого нашла его любовь, кого он извлек из жизненной суеты или бесплодных поисков.

Интересно отметить, что батюшка таинственным образом запечатлевал свой дух в людях, с которыми близко общался, они обретали некое помазание. Передаются и привычки отца Ипполита. У меня всегда возникает особая радость встречи, когда оказывается, что кто-то знал батюшку.

Ежегодные дни памяти архимандрита Ипполита в Свято-Николаевском монастыре: 17 декабря – день упокоения и 12 февраля – день Ангела. Панихида у могилы старца

Святость бывает каноническая, когда Церковь подтверждает народное почитание подвижника, торжественно провозглашает его святым. А есть признание и почитание народа Божьего, который чувствует святость праведника и имеет свидетельства. Так на Афоне почитают многих подвижников и обращаются к ним в молитве как к святым. Для меня и многих чад и почитателей отца Ипполита, его святость – очевидна и несомненна. Отец Ипполит достиг состояния обожения и совершенства, доступного человеку. Святость берет начало на небесах, когда на подвижника нисходит благодать Божия и преображает его. Отец Ипполит показал, как возможна святость в наше время. Он внес в нашу жизнь главное и ценное: благодатное слово; явил идеал монаха и воплотил Христов дух.

Вид Рыльского Свято-Николаевского монастыря

Сегодня много пишут о старцах Иоанне (Крестьянкине), Кирилле (Павлове) и очень мало – об отце Ипполите. Батюшка и сейчас не торопится открываться. Но я думаю, что придет время, и мы осознаем значение особого подвига отца Ипполита для современного монашества и поймем его святость.

Архимандрит Ипполит (Халин) (СТАРЕЦ Курской обл. — 1928-2002); НАЧАЛО: Много лет назад Елена Кирданова, в то время десятилетняя девочка, ехала из Хомутовского района Курской области на телеге с сенокоса, а вместе с ней — двое старцев. Проезжая мимо развалин Свято-Николаевского монастыря, один из старцев сказал: — Здесь настоятелем будет Батюшка, который монастырь Николая Угодника возродит, этот Батюшка будет как князь, к нему отовсюду поедут, даже из-за границы. Но проживет он недолго, умрет в начале следующего века. — А откуда вы знаете, дедушка? — спросила Лена. — В книжке читал… — уклончиво ответил старичок. …Смерть настоятеля Свято-Николаевского монастыря г. Рыльска Курской области Архимандрита Ипполита (в миру — Сергей Иванович Халин) стала тайной для Православных. Не столько потому, что никто не ожидал его смерти, сколько в силу трагических обстоятельств, сопутствовавших ей, и той великой радости победы над смертью, которую, невзирая на боль невосполнимой утраты, многие познали на его похоронах в день памяти Святителя Николая, 19 декабря 2002 года. Отец Ипполит родился 18 апреля 1928 года в многодетной крестьянской семье в селе Субботино Солнцевского района Курской области. После семилетки трудился рабочим по ремонту шоссейных дорог. В автобиографии он писал: «Получив Святое Крещение сразу после своего рождения, на родине, в храме иконы Божией Матери Казанской, я не забывал о делах спасения своей души. Посещал я храм Божий, и Господь укреплял в моей душе любовь к Святой Церкви, к чтению Священного Писания, житий святых, прочитывая которые, я стал искать и лучших условий для спасения своей души. С этой целью я поступил в 1957 году послушником в Глинскую пустынь, где трудился на разных монастырских послушаниях. А потом я переехал в Святую Псково-Печерскую обитель, имея решительное стремление продолжить свою жизнь по монастырскому уставу, в условиях монастырской жизни». В феврале 1959 года Архиепископ Иоанн Псковский благословил его на постриг в мантию с именем Ипполита, в честь священномученика Ипполита. 14 июня 1960 года он был рукоположен в сан иеромонаха. В 1966 году по благословению Патриарха Алексия I отец Ипполит был направлен для несения послушания на Святую Гору Афон в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. К тому времени он был уже духовно опытным, закаленным в невидимой брани подвижником, прошел школу послушания у Глинских старцев Серафима (Амелина) и Андроника (Лукаша), был келейником одного из последних Валаамских старцев иеросхимонаха Михаила. В Глинскую пустынь он приехал за благословением на поступление в Духовную семинарию. Старцы ответили: здесь тебе и семинария, и академия. К старцу Андронику, который в течение трех дней не выходил из кельи, молился о его исцелении от смертельной болезни, отец Ипполит относился трепетно всю жизнь, постоянно ощущал его молитвенную поддержку и, когда появилась такая возможность, попросил привезти землю с могилки отца Андроника, из Грузии. «Батюшка, Вы умрете, кто же после Вас будет старцем?» — спросил отец Ипполит у отца Андроника. «Да ты и будешь старцем», — ответил отец Андроник. О многолетнем периоде своего подвижничества на Афоне отец Ипполит говорил очень мало. Лишь однажды в духовной беседе с насельниками Свято-Николаевского монастыря он обмолвился, что Господь через него спас святые мощи преподобного Силуана Афонского. В те годы преподобный Силуан еще не был канонизирован, и далеко не все афонцы верили в его святость, иные же имели ревность не по разуму к его подвигу и хотели спрятать его останки так, чтобы их уже не нашли. Отец Ипполит сумел этому воспрепятствовать. Заслуживает внимания тот факт, что отец Ипполит жил в келье старца Силуана и исполнял то же послушание, что и Силуан Афонский — был экономом монастыря. Со Святой Афонской горы Батюшка вернулся в Россию старцем. Можно говорить о том, что старец — это человек, стяжавший безстрастие, чистоту сердца и иные благодатные дары. Истинный старец, по определению святых отцов, — это тот человек, который стяжал нрав Христов. За редкими исключениями, все признавали, что отец Ипполит этот нрав Господа стяжал. Знавшие, или даже лишь однажды повидавшие его люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил об отце Ипполите, что он — самый добрый старец. Схиархимандрит Макарий (Болотов) отозвался о нем так: «Если бы в России было сто таких монахов как отец Ипполит, Россия с корнями поднялась бы на Небо». Старец из Курской Коренной пустыни иеросхимонах Иоанн (Бузов) передавал через своих духовных чад «поклончик моему духовному отцу, Батюшке Ипполиту». Получив просфору от отца Ипполита с просьбой святых молитв, отец Иоанн заплакал, поцеловал просфору и сказал: «Кто я такой, ему Сама Матерь Божия является». Незадолго до смерти отец Ипполит сам о себе сказал одному из насельников Свято-Николаевского монастыря: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Многие замечали это необыкновенное терпение, за которое Господь щедро одаривал старца Своей любовью. Людей, которых посылал ему Господь, старец приводил ко Христу, он примирял их с Богом. Он исполнял таким образом «первую заповедь старца». Когда Пахомию Великому явился Ангел с Уставом общежительного монастыря, высеченным на каменной плите, Пахомий спросил Ангела: «Что хочет от меня Господь?» Ангел ответил: «Господь хочет, чтобы ты примирял людей с Богом». Люди с истерзанными страстями душами уходили от отца Ипполита успокоенными и исцеленными. Старец поднялся до таких необозримых высот, что каждый его жест, каждое движение и слово выражали смирение и кротость. Непрестанное славословие Господа было естественным и неизменным состоянием его духа. Господь давал ему силы брать на себя чужие грехи, страдать за других, уподобляясь Христу. Прожив на Святой Горе в уединенной молитве 18 лет, старец вернулся в Россию. В 1986 году Архимандрит Ипполит получает благословление Архиепископа Курского и Белгородского (ныне — Митрополит Курский и Рыльский) Ювеналия на служение в Курской епархии. В течение нескольких лет он являлся настоятелем курских храмов, которые ему довелось поднимать из руин. В 1991 году он был назначен настоятелем только что возвращенного Церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который также лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита монастырь превратился в центр духовной жизни всероссийского масштаба. Откуда только не приезжали сюда автобусы, которым порой становилось тесно на большом монастырском дворе, люди добирались на попутках, даже шли пешком, если не было денег на дорогу. Отец настоятель стал строителем Свято-Николаевского монастыря, украсил его белым соборным храмом и братскими корпусами. В монастыре им было создано довольно крупное хозяйство с животноводческими фермами, мельницей, пекарней и двумя тысячами гектаров пахотной земли. За эти годы старец основал пять скитов, два женских монастыря в Курской и в Белгородской епархиях, а также Успенский мужской монастырь в Беслане и женский монастырь в Алагире на территории Северной Осетии (многие из насельников этих монастырей — духовные чада старца). Монастырь в Беслане был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви и благословлен Святейшим Патриархом Алексием II, когда на месте будущей обители были лишь камни на пустыре, а потом отец Ипполит направил четырех послушников из Рыльска в Северную Осетию. Старец Ипполит молитвой и трудами приобщал к духовной жизни не только русских, но и осетин. Прихожане осетинских Православных храмов, как правило, молодые люди от 15 до 30 лет. Люди звонили в монастырь каждый день, просили послушников подойти к Батюшке, передать ему свои личные сокровенные переживания, ничуть не боясь оказаться непонятыми. И это было настолько буднично, что насельники обители переставали обращать внимание на необычность этих телефонных звонков. Но самое удивительное то, что люди, которые даже не дозванивались до монастыря или только собирались позвонить, каким-то непостижимым образом получали разрешение своих проблем, ответы на свои вопросы. Монашествующие часто просто мысленно обращались к отцу Ипполиту и принимали в сердце его ответ. Архимандрит Ипполит был доступным для всех и духовно в высшей мере свободным человеком. Но свой духовный мир он никому не открывал. Между тем, достоверно известно то, что старец общался с небожителями, прежде всего со Святителем Николаем, которого он безгранично почитал. От нескольких незнакомых друг с другом людей автору этих строк довелось слышать, что, обращаясь за разрешением своих проблем к Николаю Чудотворцу, они получали от святого ясное вразумление: идите к отцу Ипполиту. Люди шли и получали просимое. Николай Владимирович Бабохин, келейник отца Ипполита: — Я сильно заболел позвоночником. После армии шею себе на батуте свернул. Врачи не знали, как лечить болезнь, а я спать от болей не мог. Когда услышал об отце Ипполите, сразу в душу запало мне его имя. И через полгода поехал к нему в село Зимовеньки Белгородской области, это было 9 декабря 1990 года. Подошел к Батюшке только через 2 дня, до этого не решался. Тогда я раскрыл душу Батюшке. Сказал и о своей болезни, она скоро прошла. Батюшка отправил меня в паломничество по святым местам: к Ксении Блаженной и Иоанну Кронштадтскому в Петербург, в Троице-Сергиеву Лавру к Сергию Радонежскому, денег мне в дорогу дал. Потом, уже в Рыльске, Батюшка брал меня в села на похороны, на освящение хат. Батюшка обязательно садился за стол поминать тех, кого он погребал. Многие священники ведь отказываются. Батюшка ни разу людям не отказал, сколько я с ним ни ездил. Я искушался, говорил: Батюшка, ну что, там и водка, и мясо… Я только сейчас понимаю, как это людям нужно, чтобы священник вместе со всеми садился за стол помянуть покойного. На похоронах он многое открывал живым. Люди после этого начинали молиться, Бога благодарить. Радовались, что по-человечески из-за стола ушли. Запомнилась мне одна раба Божия, она накрывала стол. После поминок отец Ипполит сказал мне о ней: ни одного аборта не сделала. И лицо у нее светлое-светлое. Однажды на поминках бабы причитали: жалко мужика, 60 лет всего, еще молодой. А Батюшка и говорит:»А сколько же еще ему жить, в церковь не ходил, не каялся, Богу не молился, — хватит». Я даже испугался за отца Ипполита, «горячие головы» рядом сидели. Но все как-то молча согласились с ним. А однажды Батюшка спросил: «А что же, женщины, вы в церковь ходите, в монастырь к нам приезжаете?»— «Нет, Батюшка, ноги устали…» Он ответил: «Приезжайте, надо хотя бы раз в год причащаться». Настолько народ одичал. Геннадий Маркин, мой товарищ, как-то подошел к отцу Ипполиту и спросил: «Батюшка, как спастись?» Батюшка ему сказал: «Сиди здесь, в монастыре, если никуда не убежишь, спасешься». Гена, совсем еще молодой парень, не послушался, поехал в Чечню воевать, попал под поезд в Курске, ноги ему отрезало под колесами. Года полтора назад он приезжал в Рыльск, побыл, но снова начало «крутить» его, и он уехал к матери. Благословением старца лучше не пренебрегать. Как-то после похорон отец Ипполит благословил всех сесть за поминальный стол, как обычно. А духовой похоронный оркестр — ни в какую, ехать им надо, и все тут. Поехали, тут же машина застряла, два часа они с ней провозились, и все без толку. Только после поминок мы им помогли, подтолкнули машину, уехали вместе. Три с половиной года назад мне стало плохо. Я тогда еще не знал, что такое болезнь почек, вскочил с постели (было раннее утро) — побелел весь, кричу жене: «Лена, беги в больницу, я не знаю, что со мной». Приехала «скорая». Определила почечную колику. Забрали в Рыльскую районную больницу. А я чуть на стену не лезу от боли. Попросил разрешения позвонить в монастырь. Попал на «проходную», кричу послушнику: беги к отцу Ипполиту, попроси за меня помолиться. Минут через пять я уже мог терпеть эту жуткую боль, мог вставать с постели. И думал: Господи, за что мне такая невозможная боль, я такие муки в жизни не испытывал. И получаю в сердце ответ: а вот за это и это… Господи, говорю, ведь я же покаялся! В сердце тишина. Через неделю поправился, прихожу в монастырь, дверь к отцу Ипполиту открыта (так всегда бывает, когда очень нужно). Я по ступенькам поднимаюсь, а Батюшка сверху: «Ну что, Николушка, за то и то. » И перечисляет те грехи, которые мне Господь в больнице напомнил. Я с удивлением: «Батюшка, так ведь я же покаялся!» А он так спокойно: «Ну что же, покаялся, надо и пострадать». Сразу после того, как со мной этот приступ случился, моя жена Елена пошла к Батюшке, которого она давно знала. Батюшка встретил ее странными словами: а кто вы такая? Вы к нам из Москвы приехали. Елена тогда ничего не поняла. Юродство во Христе отцу Ипполиту было не чуждо. Еще в 1991-92 гг. две женщины из г. Сумы к Батюшке приезжали, тогда в монастыре еще только маленький курятничек был и две коровки. Отец Ипполит этим женщинам дал очень простое задание: ухаживать за коровками и птичек кормить, все по полочкам разложил, что и как делать. У них начались страшные искушения, они не могли понять, что от них требуется, а всю обиду вымещали на отце Ипполите: отче, мы же к вам приехали, у нас такие проблемы! «А птичек покормили?» — спрашивал отец Ипполит. — «Нет». Женщины прямо разгневались: да что это за батюшка такой! Однажды постригли в монастыре в монахи отца Ефрема, отца Никодима, отца Досифея, Викторина, Августина. В тот же день отец Ипполит и мне четки подарил. Мне старец советовал идти в монахи, я спросил: «Отче, пострижете меня?» Он ответил: «Хоть прямо сейчас», — да я вскоре женился. Но и супружество он мне предсказал: на клиросе, мол, найдешь жену, на клиросе смотри. Так и вышло. Многие просили у него монашеского пострига, но и многим он отказывал. Один ходил-ходил за ним, наконец «выпросил», Батюшка его постриг, а он потом… женился. Бывало, отец Ипполит обличал или предупреждал о беде явно, а бывало — так, что только потом доходило, что он имел в виду. Одна раба Божия, Людмила Макеева, с сахарозавода пришла к старцу и о своем говорила долго, он все выслушал и спросил: «Ну, а стены-то хоть останутся?» Женщина потом недоумевала: какие стены, о чем Батюшка говорит… И вот 6 января у них случился пожар, сгорел дом — стены остались. Батюшка старался помогать людям незаметно, чтобы никто не знал. Но вовсе скрыть это было невозможно. Бывало, многодетной семье и коровку даст (сам он очень коров любил), кому что, и погорельцы к нему приходили, и разные люди, бомжи, убогие, — он всех любил, всех принимал, всем старался помочь. Приезжал один раб Божий Алексей из Харьковской области, его в юности побили, он был «первый парень на деревне», сильно побили; его сестра в монастырь привезла, а лет ему 45-50. Батюшка никакого послушания ему не дал, так он ходил, убогий, по монастырю, и многие послушники и паломники посмеивались над ним, хотя мы с ним разговаривали — он очень здраво со мной рассуждал. Месяцев восемь он прожил в монастыре, Батюшка все это время за него молился, и я заметил, что Алексей выздоравливает — на глазах. Но сестра его Нина была маловерная, забрала его, хотя Батюшка не благословлял забирать, говорил, что «Алеша скоро коровок будет пасти». А сестра: «Да ну, что, какие ему коровы». И увезла Алешу, и положила его в психбольницу, под Харьковом. Там он умер, полугода не прошло. О смерти своей заранее близких оповестил. Когда душу Господу предал, родственники изумились: «Шо це таке, ще батюшку ни звали, а уже ладаном пахнет». Алексей на смертном ложе благоухал. За те страдания, какими он вымучился, да за молитвы старца Ипполита. Благоухание по всей комнате шло.

Читайте также:  Варианты предсказаний для печенья с предсказанием

Архимандрит Ипполит (Халин)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии» вышла книга «Архимандрит Ипполит (Халин)».

Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002) — один из удивительных русских старцев ХХ века, прошедший школу монашества на послушании у глинских и валаамских старцев, а затем на Святой Горе Афон. Настоятель и духовник Рыльского Николаевского мужского монастыря, пастырь, воплотивший в своей жизни евангельские идеалы любви, милосердия и смирения. Читатель найдет в книге его жизнеописание, воспоминания знавших его людей, истории чудесных исцелений и духовной помощи старца.

Архимандрит Ипполит (Халин) советовал духовным чадам: «Терпите. Главное — терпение. Живите чисто, ходите в церковь, молитесь. И Господь поможет».

Отец Ипполит говорил также, что нужно зубами держаться за молитвенное правило, как бы тяжело это не было.

Архимандрит Кирилл (Павлов), старец из Троице-Сергиевой лавры, сказал как-то одному благочестивому паломнику об отце Ипполите: «Самый добрый батюшка на земле».

Архимандрит Ипполит (в миру Сергей Иванович Халин) родился в 1928 году, на Курской земле, в селе Субботино в многодетной крестьянской семье. Отец Ипполит вспоминал: «У нас вся семья была верующей, у меня в роду монахи, священники».

Сергей был самым младшим из мальчишек и потому остался жив, в то время как все остальные его братья отдали свои жизни за Родину в Великой Отечественной войне. На Сергея, еще отрока, легла нелегкая ноша тяжелой деревенской работы…

В 1957 году, в возрасте двадцати девяти лет, Сергей приехал в знаменитую своими монашескими традициями и великими старцами Глинскую пустынь и стал духовным чадом старца схиархимандрита Андроника (Лукаша).

В ноябре 1957 года Сергия перевели в Псково-Печерский монастырь, где он принял постриг с именем Ипполит, а затем рукоположен в иеродиаконы, а в 1960 году — в иеромонахи.

В Печерах будущий пастырь обретает другого великого духовного наставника, он становится келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича).

В Псково-Печерском монастыре отец Ипполит подвизался девять лет и стал духовно опытным иеромонахом. И тогда Господь призвал его на другое служение: он стал одним из подвижников знаменитого, так называемого афонского десанта, который в 1966 году отправился на Святую Гору Афон для поддержки русских иноков.

В русском Пантелеимоновом монастыре отец Ипполит подвизался в течение семнадцати лет. Он нес послушание казначея и эконома, как и преподобный старец Силуан Афонский, в келье которого, как предполагают, он и жил.

В 1984 году отец Ипполит тяжело заболел и поехал лечиться в Россию. По состоянию здоровья он не мог больше вернуться на Афон. Некоторое время нес послушание в Псково-Печерском монастыре.

В 1986 году архимандрит Ипполит по благословению архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) был принят в клир Курской епархии. Трудился настоятелем многих сельских храмов Курской епархии, поднимал их из руин.

Читайте также:  Предсказания для америки старцев

В 1991 году архимандрит Ипполит был назначен настоятелем только что возвращенного Русской Православной Церкви Рыльского Николаевского мужского монастыря. На плечи уже немолодого и не отличавшегося крепким здоровьем подвижника легла тяжелая ноша — восстановление и обустройство старинной обители, возрождение ее духовной жизни, сплочение и воспитание братии, организация хозяйственной деятельности, окормление множества паломников. Этим трудам старец посвятил последние одиннадцать лет своей жизни.

В монастырь, едва затеплившийся молитвой, потянулись паломники со всей России и Ближнего Зарубежья.

Говорил отец Ипполит тихим, спокойным и тонким голосом. Мужчин, и даже юношей, называл отцами, ко многим обращался на «вы». Он не навязывал своего мнения, а очень осторожно, тихо сообщал волю Божию людям.

В ответ на жалобы о скорбях и болезнях старец часто предлагал: «Помолимся» или: «Молитесь святителю Николаю, и все управится». Некоторые оставались недовольны таким ответом, а отец Ипполит уже молился за них — и скорби отступали, больные исцелялись.

Протоиерей Владимир Волгин говорил: «Как вода, переполняющая стакан, расплескивается за его пределы, за грани, так благодать, переполнявшая душу отца Ипполита, расплескивалась на всех окружающих и имела разные выражения, связанные с дарованиями благодати Духа Святого».

Озлобленные, согнутые тяготами и невзгодами люди с изломанными судьбами и характерами, ожесточенными и окаменевшими — казалось бы, уже навсегда — на глазах воскресали для любви, для милосердия, для вечности. Не раз бывало так, что по молитвам отца Ипполита приходили к покаянию, примирялись с Церковью и с миром отходили ко Господу даже убежденные безбожники, молиться о которых старца просили их уже отчаявшиеся в успехе родственники.

17 декабря 2002 года Господь призвал к Себе Своего верного воина и труженика на ниве духовной.

Духовные чада отца Ипполита свидетельствовали, что на девятый день после кончины замироточил крест на могиле старца. Свидетелей этому было много. Архимандрит Авель (Македонов), когда ему поведали о том, сказал: «Для меня в этом нет ничего удивительного. Так Господь Своей благодатью почтил этого очень смиренного и простого человека».

В настоящее время собираются материалы для канонизации подвижника.

С октября 1991 до 17 декабря 2002 года послушание наместника Рыльского Свято-Николаевского монастыря нес архимандрит Ипполит (Халин). Его называли афонским старцем, за духовным советом к нему, в обитель маленького провинциального русского городка, приезжали со всех концов России. Он был утешителем и помощником всем, кто испытывал скорби и страдал от тяжелых физических и душевных недугов. Отец Ипполит привел к вере множество людей, для тех, кто искал духовной жизни, он был мудрым и терпеливым наставником. Его духовные чада пополнили ряды священства и монашества, в которых так нуждалась возрождающаяся от безумия атеизма Россия.

Настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Ипполит (Халин) родился в Святую неделю Пасхи, в Светлую Среду 18 апреля 1928 года в селе Субботино Курской области в семье простых крестьян – Ивана Константиновича и Евдокии Николаевны Халиных. У них было 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Сергей, так звали о. Ипполита в миру, был самым младшим. Все его братья погибли на фронте, и на него, еще отрока, легла нелегкая ноша тяжелой деревенской работы. С детства Сергей был верующим, тем более что в роду Халиных были и священники, и монахи, а его родной дядя священник Михаил служил в церкви соседнего села. Родственники вспоминают, что когда Сергей был еще юным, у него под кроватью лежал чемодан с книгами духовного содержания, и он постоянно их перечитывал, особенно Библию, хотя, видимо, внешне ничем не выдавал своей веры в Бога. Отец Ипполит позже вспоминал: «Бывало, еще в армии, когда все лягут спать, укроешься одеялом и читаешь «Отче наш»… А вообще я любил наблюдать за священниками несмотря на то, что все вокруг подсмеивались над ними, а молодые ребята пели частушки про попов. Я же внутренне хотел стать священником». Несмотря на трудное время Сергей сумел закончить 10 классов средней школы, поучиться в ФЗО на литейщика, а после закончил педучилище. Отслужив три года в армии, он еще какое-то время работал в миру и в 1957 году в возрасте 29 лет ушел послушником в Глинскую пустынь. Родители его не были против, они фактически благословили его, сказав: «Сынок, мы уже прожили жизнь, а ты выбирай свой путь, как тебе нравится». Братья отца Ипполита погибли на фронте, будучи неженатыми, но благочестивые родители не стали настаивать, чтобы их младший сын создал семью и тем самым продолжил род. Отец Ипполит потом шутил: «Никто замуж за меня не пошел, и пришлось идти в монастырь».

В Глинской пустыни Сергий становится духовным чадом знаменитого старца схиархимандрита Андроника (Лукаша), на которого, как говорят, батюшка был похож характером. Старца Андроника называли «печальником душ человеческих». Про него писали, что смирение и кротость безраздельно царили у него в душе, что был он послушлив и любвеобилен. Эти-то качества своего старца, видимо, и взял в пример к подражанию послушник Сергий, они-то потом и проявились особо в период общественного служения старца Ипполита. В книге «Глинская пустынь и ее старцы» есть небольшой рассказ о том, как отец Андроник своей молитвой исцелил от крупозного воспаления легких послушника Сергия Халина.

В этой обители Сергий жил в одной келье с молодым послушником Иваном Масловым, который впоследствии стал известным старцем и богословом схиархимандритом Иоанном. Очень больным и слабым был Ваня Маслов, и его друг Сергий Халин ухаживал за ним, как медбрат, делал ему примочки, ставил компрессы.

Неполный год пробыл послушник Сергий в Глинской пустыни. В ноябре 1957 год он поступает в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где митрополит Псковский Иоанн (Разумов) постригает его сначала в монахи, а затем рукополагает в иеродиаконы, а в 1960 году – в иеромонахи. И там Господь не оставил батюшку без благодатного окормления. В Печорах у него началось тесное духовное общение с тремя великими старцами. Это иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный в 2003 году к лику святых, и последние валаамские старцы, жившие в то время в Печорах: иеросхимонах Михаил (Питкевич) и схимонах Николай (Монахов). С любовью и большой благодарностью вспоминал потом батюшка об этих старцах. Особенно об отце Михаиле, у которого он какое-то время был келейником. «Смотри, Сережа, не будь петушком, а будь курочкой», – учил смирению старец своего келейника. По словам отца Ипполита, со старцем Михаилом они были духовно очень близки и друг у друга исповедовались. И, видимо, многому научился будущий старец Ипполит у Печерских подвижников. «Я на всю жизнь запомнил этого скромного, тихого, смиренного монаха», – вспоминал об отце Ипполите недавно почивший московский батюшка, настоятель храма свт. Николая в Кленниках протоиерей Александр Куликов. Отец Александр, будучи совсем еще молодым священником, приезжал в Печоры и останавливался в келье иеромонаха Ипполита.

В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников. Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как безбожное советское государство разрешило Русской Православной Церкви посылать на Афон монахов из Советского Союза. Схиархимандрит Илий, который приехал на Святую Гору через десять лет после приезда батюшки Ипполита, рассказывал: «Они, эти пять монахов, просто спасли положение, потому что русских насельников там оставалось мало, и монастырь уже мог перейти к грекам. Но сначала к ним отнеслись с недоверием, если не сказать, враждебно и называли их там «красными попами».

Но эти пять отцов и приехавшие после них из СССР другие монахи, видимо, заслужили доверие афонской братии жизнью и трудами в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Отец Ипполит подвизался на Афоне 18 лет, неся послушание казначея и эконома, как и преподобный старец Силуан, в келье которого, как предполагают, он жил. Очень трудно было вести хозяйство, ведь в советское время власти запрещали помогать монастырю. И по воспоминаниям архимандрита Авеля (Македонова), который около четырех лет был настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, они иногда с отцом Ипполитом сидели и горевали, думая, как накормить завтра братию, как сделать ремонтные работы, как существовать. Но милостью Божией монастырь существовал, молитва творилась, и проблемы потихонечку решались. Кроме должности эконома отцу Ипполиту было доверено быть представителем от монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон. Нынешний духовник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне иеромонах Макарий рассказывал, что встречался с греками из Священного Кинота, которые до сих пор помнят отца Ипполита как очень смиренного и усердного монаха. А схиархимандрит Илий, вспоминая афонский период своей жизни, рассказывал о батюшке Ипполите как о благодатном, добром, ласковом брате во Христе, большом молитвеннике.

В 1984 году батюшка сильно заболел и поехал лечиться в Россию. Так он здесь и остался. Некоторое время служил в сельских храмах Курской епархии, затем по благословению архиепископа Иувеналия (Тарасова) возглавил братию возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. На плечи уже немолодого и не отличавшегося крепким здоровьем монаха легла тяжелая ноша – восстановление и обустройство старинной обители, сплочение и воспитание братии, организация хозяйственной деятельности, окормление множества паломников. Отец Ипполит непрестанно молился о вверенной ему братии, о паломниках, о всех, кто прибегал к его помощи. Он создал на Рыльской земле несколько скитов, в которых поселились небольшие монашеские общины. Женский скит в Большегнеушево со временем получил статус монастыря в честь иконы Божией Матери «Казанской». При его содействии в Северной Осетии открылся Аланский Свято-Успенский мужской монастырь.

Тяжелые молитвенные труды и заботы о восстановлении обители подорвали здоровье отца Ипполита. В последние годы своей жизни он тяжело болел, 17 декабря 2002 года Господь призвал к Себе Своего верного воина и труженика на ниве духовной. Похороны состоялись в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, к которому сам отец Ипполит постоянно обращался в молитвах и своих чад благословлял молиться во всех нуждах, скорбях и печалях. Множество народа провожало батюшку в последний земной путь. Его похоронили возле алтаря им восстановленного Николаевского храма — главного собора обители. На могиле отца Ипполита, где установлен бронзовый крест на гранитном постаменте, горит неугасимая лампада, всегда лежат свежие цветы. Православные не забывает своего утешителя и любящего батюшку, помолиться на его могиле постоянно приезжают паломники из разных городов России, Украины, Ближнего и Дальнего Зарубежья.

На территории дворцово-паркового ансамбля «Марьино» установлен и освящен памятник архимандриту Ипполиту работы народного художника России, скульптора В.М. Клыкова. Но главный памятник подвижнику воздвигнут народной благодарностью и любовью.

Исполин духа

Архимандрит Ипполит (Халин)

18 апреля 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина; (1928-2002) — афонского старца, настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, «самого доброго батюшки», по словам архимандрита Кирилла (Павлова). Могилка старца в Рыльском монастыре Курской митрополии стала местом паломничества тысяч людей из разных регионов страны и из-за рубежа.

В день юбилея батюшки — 18 апреля — в Москве в конференц-зале гостиницы «Даниловская» (Большой Староданиловский переулок, д .5) пройдет презентация новой книги о нем — «Когда открывается вечность». Начало в 17:00.

На вечере планируются выступления людей, знавших отца Ипполита, просмотр кинофильма «Старец» (автор — игумения Нонна (Багаева)). В концертной программе — выступление хора Московской консерватории (художественный руководитель — профессор С.С. Калинин); специальный гость вечера — певица, заслуженная артистка РФ Евгения Смольянинова.

Отец Ипполит принадлежит к поколению «бывших афонских» монахов, участвовавших в возрождении духовной жизни в России. Воспоминаниями о старце с читателями портала «Православие.ру» делится духовное чадо батюшки, бывший насельник Рыльского Свято-Николаевского монастыря инок Григорий (Пенкнович).

«Батюшка явил нам новый мир»

Архимандрит Ипполит (Халин)

— Отец Григорий, как отец Ипполит вошел в вашу жизнь?

— Впервые я приехал в Рыльск студентом факультета журналистики МГУ в 1995 году. Родом я из Северной Осетии (Алании), из города Владикавказа. Меня привезла в Рыльск замечательная христианская подвижница Аза Георгиевна Осипова (сейчас ей 88 лет), духовная дочь старца, имеющая дар молитвы. Батюшка любил и ценил ее. Она проторила дорожку из Алании в Рыльск. Нас было пятеро в одной из первых паломнических групп из Осетии, а потом поехали тысячи.

Первая встреча, конечно же, особенно запомнилась. Мы поднялись в келью батюшки, на незабвенный второй этаж. Обаяние и простота старца поразили сразу, наши сердца оттаяли. С первой минуты я принял и полюбил его. Отец отправил нас в трапезную со словами: «Вы любовь здесь будете кушать, а не картошечку». А потом были послушания. Неделю мы откапывали и очищали пещеру около монастыря, в которой в древние времена жили схимники.

Запомнилась еще одна важная встреча. В монастыре я познакомился с женщиной из Петербурга, которая обращалась со своей проблемой к известной старице блаженной Любушке Сусанинской (Любови Ивановне Лазаревой, † 1997). Любушка в 1994 году сказала этой женщине: «Есть такой город Рыльск, там в Николаевском монастыре живет второй Серафим Саровский — Ипполит. Поезжай туда, он поможет тебе». И батюшка ей помог. Так Господь устами блаженной открыл, что передо мной носитель великих духовных дарований. Мы вернулись в Осетию как на крыльях — так часто бывало после общения с рыльским аввой. Как будто из небесных обителей вернулись на грешную землю.

— Как эта встреча изменила вашу жизнь?

— До этой поездки я посещал храмы на родине в Осетии и в Москве. Считал себя верующим человеком, но не предполагал, что наша православная вера имеет такую глубину. Я это понял только в Рыльском монастыре, когда ощутил там дух первых веков христианства — любовь и свободу. Батюшка явил новый мир — это стало главным открытием моей жизни.

Отец Ипполит предсказал мое иночество. Не могу сказать, что я обрадовался этому известию. По окончании МГУ я работал корреспондентом по Северо-Кавказскому региону московского информационного агентства. Занимался освещением политических событий в горячих точках. А затем поступил в Рыльский монастырь послушником и принял от старца иноческий постриг. Еще он советовал мне подучить английский язык: «Он тебе пригодится». Старец предвидел мой жизненный путь. Сейчас я вожу паломников из России на Святой Земле, и английский язык мне необходим.

Простота батюшки, добродушие, открытость — естественность души-христианки

— Какие главные черты духовного облика отца Ипполита вы могли бы выделить?

— Прежде всего, простота Христова. Это не только в подражание древним подвижникам «худость ризная». Простота батюшки — естественность души-христианки, ее добродушие, открытость, легкость. Батюшка был немногословным, молчаливым. Такими были древние монахи-затворники, жившие в пещерах вдали от людей. А батюшка жил в народной гуще, но сохранял покой и молитву, мог затвориться в келье своего сердца. Его молчание — тайная сокровенная молитва, Божественное созерцание. Это «язык будущего века», проявление высокой ступени духовного совершенства.

Обладая подлинным смирением, батюшка никогда не показывал, что он в чем-то выше нас. Однажды он мне сказал тихим голосом с неподдельной грустью: «Я уже сорок лет монах и ни одного дня не прожил как монах». Свою власть он не демонстрировал, ни духовную, ни административную. Будучи архимандритом, редко носил крест с украшениями, митру. В засаленном ватнике и старом подряснике его порой принимали за послушника.

Батюшка имел любовь Христову — самый великий дар, который Господь дает человеку. Выполняя обетование Христа Спасителя — «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37), — он принимал каждого, самого падшего человека. Людей, которых везде просто изгоняют: бомжей, наркоманов, блудниц, пьяниц, — он принимал к себе, за всех молился. Часто именно таким людям он уделял личного времени намного больше, чем внешне благополучным. Многим это было непонятно. О Спасителе во время Его земной жизни тоже говорили: «Что это Он ест и пьет с блудницами и мытарями?»

Помимо дара любви он обладал Христовым терпением. Неслучайно на его могильном кресте начертаны апостольские слова: «Любовь милосердствует, долготерпит». Месяцами и даже годами терпеть рядом с собой людей опустившихся, неблагодарных, навсегда, казалось, погибших для общества, не обличать, а вымаливать их — такое под силу подвижникам, имеющим особую харизму, особое изволение Святого Духа.

Я однажды сказал: «Батюшка, как хорошо, что я именно с вами познакомился, не с каким-то законником». Старец признавал главное — закон любви. О некоторых пастырях он говорил: «Отец, знаешь, он не моего духа, он — законник». После смерти отца Ипполита мне пришлось разбирать мешки писем, присланных ему со всех концов страны и из зарубежья. Это были бесконечные благодарности любимому батюшке. Благодарности в том числе и за материальную помощь. И, конечно же, просьбы о молитвах. Многие письма начинались словами: «Всемилостивый батюшка», «Многомилостивый отец Ипполит».

Вспоминается такой случай. У одного скитоначальника Рыльского монастыря была индейка с индюшатами. Они залезли в соседний огород и потоптали лук и морковь. Хозяйка потребовала компенсацию. Узнав об этом, отец Ипполит велел отдать ей индюшку и индюшат. Скитоначальник расстроился: «Я их чуть ли не сам высиживал, кормил, поил». Это яркий пример отношения старца к ближнему.

Батюшка часто у местного населения покупал больных коров, а платил за них как за здоровых. И некоторые горе-продавцы полагали, что им удалось обмануть «дедушку». Монахиня Агафия (Богаткина) вспоминала, как возмущалась: «»Батюшка, что ты делаешь? Эта корова не стоит таких денег, она «литровая», совсем без вымени, молока будет давать очень мало». А старец отводит меня в сторону и шепчет: «Матушка, ты не понимаешь. Я куплю у нее больную коровку дороже, чем примут на мясокомбинате, я ее выручу, и у хозяйки умягчится сердце»». Слова рыльского подвижника поразительны. Это живое Евангелие. Так заботиться о посторонних людях, порой лукавых и далеких от Церкви, в убыток своей обители, мог тот, кто на земле уже стал жителем Небесного Иерусалима.

Период настоятельства старца — 1990-е годы — был очень тяжелым для страны. Первое, что делал батюшка, принимая паломников, — отправлял всех в трапезную, открытую с утра до вечера. Такой любви, какая была у нашей братии, я не видел нигде. Это не достижение насельников обители — это заслуга отца Ипполита, который создал невероятно благодатную атмосферу. Запомнился отклик паломницы: «Все монастыри Европы объездила, но такого монастыря не видела».

Золотых куполов не было, но в день кормили 300-400 человек, пришедших в обитель

Золотых куполов у нас не было. Был восстановлен только один соборный двухэтажный храм святителя Николая. А монастырь был миллионер, деньги лились рекой. Причем отец Ипполит спонсоров не искал. Он молился, и Господь через людей помогал обители. Отец жертвовал страдающему народу; не дожидаясь просьбы о помощи, первым ее оказывал. Меня спрашивали: «Куда отец Ипполит тратит деньги?» Я знал куда: в день кормили 300-400 человек, восстанавливали 5 скитов, и были великие дела милосердия. Отец Ипполит помогал всем нуждающимся — верующим и неверующим. К нему приходили люди разных вероисповеданий, он не делил их на своих и чужих. Вот истинно христианская любовь, которая распространяется на всех. Подобных примеров я не знаю в современном мире, это сравнимо только с подвигом праведного Иоанна Кронштадтского. Действенная любовь Христова в сочетании с невероятной кротостью и смирением принесла великие плоды: чудотворения и исцеления.

Читайте также:  Сказ о магии волос

Батюшка имел великий дар утешения. Он не обладал даром слова, не был проповедником в классическом смысле. Он проповедовал примером собственной жизни — это самая живая и действенная проповедь, которая только может быть на свете. Всего лишь два слова: «Ну, отец, терпи», «Помоги тебе Господь», «Здоровья тебе», «Спаси, Господи» — и еще несколько фраз говорил отец Ипполит человеку, и те, кто приходили к нему с величайшим грузом греховным, с тяжестью житейских проблем, скорбей, уходили обновленными, с сияющими лицами и просветленной душой. Порой они ничего особенного от батюшки не слышали, но та благодать Божия, которая почивала на нем, производила преображающее действие, порой круто изменяющее жизнь. Меня поражало ощущение необыкновенной радости и легкости от общения с ним. Я видел, как тысячи людей подходили к отцу Ипполиту со слезами на глазах, а от него уходили с улыбкой.

«Кто же после Пасхи спит? Как же можно спать?! Идите вокруг монастыря, славьте Бога»

Всё свое время он посвящал людям и молитве. Неизвестно, когда он спал. Я помню, после Пасхального богослужения, мы, молодые, уставшие после ночной Литургии, собирались идти спать по кельям. А батюшка встретил нас и сказал: «Кто же после Пасхи спит? Как же можно спать?! Идите вокруг монастыря, славьте Бога». И мы прошли с пасхальными стихирами вдоль монастырской стены с радостью, и усталости как не бывало! И видим, что батюшка уже разоблачился, выходит из своей кельи в фуфаечке, с посохом и идет в лес. Вот молитва праведника! Он шел в лес, чтобы продолжать молитвенно предстоять пред Богом за всех нас.

Я знал более ста представителей организованных преступных группировок Северного Кавказа, Ростова, которые приезжали к отцу Ипполиту. И многие из них оставили свое преступное занятие. В монастыре спасались тысячи людей. Мусульмане становились христианами. Я свидетельствую об этом как очевидец. Бандиты становились кроткими как ягнята. Например, человек, который был правой рукой предводителя преступной группировки, стал преподавателем юридического факультета. Вот что происходило в нашем монастыре с его обшарпанными стенами и непозолоченными куполами. «Взыскание погибших» совершалось в нашей обители. Погибающие воскресали для жизни — земной и вечной.

Его наставления, советы были действенны потому, что он возвещал волю Божию — и душа-христианка пробуждалась. Один монах вспоминал свой период воцерковления: «Он взял меня за руку — и мир перевернулся». Его простое слово было посолено благодатью Святого Духа, проникало глубоко в сердце и, со временем, спустя месяцы, а порой и годы, прорастало и давало плоды. Поэтому батюшку по праву можно назвать «детоводителем ко Христу».

Старец Ипполит, представитель русского Свято-Пантелеимоновского монастыря, в Священном Киноте Афона. Отец Ипполит сидит третий справа

Удивительно, что при всех высоких духовных дарованиях отец Ипполит был прекрасным хозяйственником. Он в течение долгих лет восстанавливал Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне и был его экономом. На родине поднял из руин 15 храмов Курской области. Он основал четыре монастыря и принимал участие в их строительстве. Это два монастыря — Свято-Успенский мужской и Богоявленский женский — в Северной Осетии-Алании; Казанский женский в Курской митрополии и Воскресенский женский в Белгородской митрополии. Батюшка из руин восстановил Рыльский монастырь и основал около него пять скитов.

Его духовный взор любовно обнимал всю Россию, батюшка понимал важность ее целостности

Важно отметить, что у батюшки было масштабное, государственное мышление, чего порой не хватает современным политикам. Его духовный взор любовно обнимал всю Россию, он понимал важность ее целостности. Об Алании он говорил, что ей необходимо быть в единстве с Россией.

Это основные штрихи к портрету отца Ипполита. Без них мы не поймем, кто же был с нами рядом. А это — истинный ученик и посланник Христов. Масштаб его личности открывается с годами, мы до сих пор не осознали это. Многие называют отца Ипполита Серафимом Саровским XX века. И не только потому, что они земляки: батюшка родился в 20 км от родины преподобного. Они были близки по духу и подвигам. Батюшка тоже был богородичным подвижником. Он 17 лет провел на Афоне в уделе Божией Матери. Богородица являлась ему и на Афоне, и в России.

— А как бы вы охарактеризовали служение отца Ипполита?

— Его служение было многогранным. Прежде всего пророческое служение: способность старца заглянуть в тайники человеческой души, увидеть скрытые помыслы, но не обличить, а уврачевать и исцелить. Чтобы исполнить пророческое служение, Господь даровал батюшке дар уникальной прозорливости.

Батюшка был и целителем — это редчайший дар Духа Святого. Ежедневно в монастыре проходили отчитки, а по субботам — большие «вычиты», как их называл старец. Совершались они не только ради одержимых людей. Батюшка говорил: «Наши вычиты от всех немощей». Мы все, жившие в монастыре, присутствовали на этих отчитках.

Подражая святителю Николаю, которого особо почитал, батюшка сам был скорым помощником. Старец говорил: «Молитесь святителю Николаю. Я ему молился всю жизнь. Он и вас не оставит». Он слышал мысленные просьбы о помощи. Удивляясь, его спрашивали: «Как вы слышите наши обращения к вам из разных мест?» Старец отвечал: «Как слышу? Как вас сейчас». Вот так и сказал в простоте.

«Алания спасется монастырями»

— Отец Григорий, вы родом из Осетии. Каким было влияние отца Ипполита на православную жизнь вашей малой родины?

— В 1998 году (я был тогда послушником) мы с батюшкой шли лесом на источник Серафима Саровского. И он впервые поведал мне волю Божией Матери в том, чтобы в Алании были монастыри: нужно на границе с мусульманским миром открыть первый Аланский мужской монастырь. Батюшка говорил: «Как у вас красиво в горах, какие хорошие люди. Вся Алания будет в монастырях». Это казалось невероятным, в то время в наших краях не было ни одного монастыря. Он говорил, что только монастырями Алания спасется.

По поручению старца я приехал к митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону († 2003) передать благословение архимандрита Ипполита на открытие в Осетии мужского монастыря. Батюшка посвятил его Успению Божией Матери. Владыка Гедеон с радостью принял это благословение, он почитал старца и называл его святым человеком.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь находится в 50 километрах от Владикавказа в живописном Куртатинском ущелье. Это самый высокогорный монастырь России. Позже был основан второй — Аланский Богоявленский женский монастырь. Старец с точностью определил места основания обителей, не побывав там ни разу. Также по благословению отца Ипполита в Осетии был создан благотворительный фонд «Успение», который оказывал помощь духовному строительству — созданию этих двух монастырей. Его возглавила духовная дочь старца Наталья Федоровна Носова.

Аланский Свято-Успенский монастырь

Аланы — предки осетин, они восприняли христианство от Византии в начале X века. Старец Ипполит на расстоянии в полторы тысячи километров окормлял свою осетинскую паству. Это подвиг апостольского служения, сотворенный духом и молитвой. Даже у апостолов такого не было, чтобы они просвещали землю, не побывав в ней. Это величайшее чудо.

С середины 1990-х годов вся Осетия непрекращающимся огромным потоком ехала в никому не известный город Рыльск, чтобы получить благословение и помощь отца Ипполита. От бандитов до министров — все бывали там. Осетины начали постепенно возвращаться к исконной вере своих предков — Православию. Сама Матерь Божия и Николай Чудотворец приводили наш народ в Рыльский монастырь. Через отца Ипполита люди открывали для себя Отца Небесного.

Алания — маленькая страна, осетины — единственный древний христианский народ на Северном Кавказе. Это форпост на юге России; от положения в Алании зависит надежность ее южных рубежей. Алания должна превратиться в духовную твердыню, а фундамент этой крепости заложил архимандрит Ипполит.

Умирал — и ожил, пропадал — и нашелся

— Расскажите, пожалуйста, о случаях прозорливости и чудотворений отца Ипполита.

— Море чудес совершено отцом Ипполитом, свидетелем которых я был. Это исцеления от многих страшных болезней, рака, СПИДа, наркомании. Но самое великое чудо, которое сотворил отец Ипполит, — это преображение человеческих душ, изменение уже сформировавшегося характера, когда человек вошел в зрелость. Был наркоманом — стал семьянином, отцом. Умирал — и ожил, пропадал — и нашелся. Эти блудные дети Христовы тянулись со всех концов страны в Рыльский монастырь. Старец их встречал, обнимал своими натруженными руками и любовью. Тельца упитанного предлагал в пищу и приводил в Церковь.

Вид храма Аланского Богоявленского женского монастыря

Однажды к батюшке подошла послушница-осетинка и попросила: «Отец Ипполит, помолись, пожалуйста, за мою мать Уарди». Сказала и сама забыла. Через несколько месяцев приходит телеграмма о том, что ее мать в тяжелом состоянии. Она подходит к старцу, а он, не видя телеграммы, говорит: «Поезжай домой, Уарди с покаянием». Когда эта послушница приехала на родину, то мать со слезами на глазах попросила у нее прощение за все годы унижений и оскорблений, которые пришлось дочери претерпеть от нее. На смертном одре Уарди говорила своим родственникам: «Никого не осуждайте и молитесь Господу Богу».

В моей жизни был подобный случай. Во Владикавказе у меня была родственница, которая не доверяла священнослужителям. Считала себя верующим человеком, но не соглашалась ни исповедоваться, ни причащаться, утверждая: «Чего плохого я сделала в жизни? Я безгрешна, потому что делала людям только добро». Я подошел как-то к отцу Ипполиту и сказал: «Я хочу пожаловаться на Тамару: ей уже 94 года, а она не хочет причащаться. Как же она отойдет ко Господу?» Старец ответил: «Ну, надо молиться, отец, надо молиться». Через полгода приезжаю в Осетию и узнаю, что Тамара при смерти. Прихожу к ней в дом, у нее левая часть тела парализована, а правой рукой она постоянно осеняет себя крестным знамением, чего не делала с юных лет. Она захотела пригласить священника. Он ее спросил: «Тамара, ощущаешь ли ты себя грешной?» Она кивнула головой, исповедалась и причастилась. На мой взгляд, отец Ипполит имеет дерзновение пред Богом молиться, чтобы люди не умирали без покаяния и примирения с Церковью.

Он отправлял на луг потрудиться, говорил: «Там ангелы летают». И больные после этого послушания выздоравливали

Был такой случай. Двое немцев, жителей ФРГ, приехали в монастырь на месяц. Оба были больны СПИДом. Батюшка благословил их посещать ежедневно храм, отчитки и ходить на луг. А что такое луг? За Рыльским монастырем есть территория 2000 кв. м, где болотистая местность перемежается с лесистой. И всех паломников отец Ипполит отправлял на луг потрудиться: рубить лозу, расчищать кустарник. Он говорил: «Там ангелы летают». По этим местам проходил на поклонение киевским святыням Серафим Саровский и останавливался в нашем монастыре. Отец Ипполит постоянно молился на лугу и на целебных источниках. Еще до революции неоднократно были зафиксированы явления святителя Николая на источнике, освященном в его честь. Немецкие паломники выполнили батюшкино благословение, и больше ничего — вот и вся терапия. Возвратившись в Германию, сдали повторные анализы: СПИД не обнаружен. И потом из Германии пришло к нам письмо с просьбой наладить регулярные автобусные рейсы в наш монастырь.

Старец Ипполит с паломниками из Осетии

У меня родственники живут в Москве. Однажды они прислали в монастырь знакомую — администратора гостиницы «Космос», у нее был рак. Батюшка сказал: «У тебя ничего нет, поезжай, только молись Богу и читай акафист святителю Николаю». Вот и весь разговор. По возвращении в столицу она сдала повторный анализ на гистологию. Лечащий врач, держа в руках свежие результаты анализов, спросил ее: «Ты где была два дня? Поздравляю, у тебя ничего нет».

Или такой случай. Молодой человек Игорь П. был болен СПИДом и гепатитом С. Он был худым, с язвами на теле. По благословению старца ходил на луг, был на отчитках. Трудиться он не мог. Через полгода анализы оказались чистыми по двум заболеваниям. Еще пример: Кирилл, у него был СПИД, через полтора года выздоровел.

Подобные чудеса происходят и сейчас. Сегодня рыльская братия собирает горы записок на могилке старца. Люди знают, что эти записки не остаются в земле. Старец принимает их и молитвенно предстоит пред Христом. Еще при жизни батюшки были случаи, когда люди даже не успевали дописать свою просьбу, отправить письмо в Рыльск, а уже получали помощь и проблемы разрешались.

«У человека сколько любви, столько и крыльев»

— Какие поучения старца вам особенно запомнились?

Постоянные наставления старца: не осуждать, не превозноситься и терпеть

— Постоянные наставления старца: не осуждать, не превозноситься и терпеть. Отец Ипполит не любил, когда люди жаловались и осуждали друг друга. Вспоминаются слова преподобного Антония Великого, что нет большего нечестия под небом, как если кто осуждает ближнего и превозносится над ним. Он сам никогда никого не осудил. В страшных грехах ему каялись люди. Вот один паломник приезжает, говорит громко, не стесняясь никого: «Батюшка, я убийца, я людей убивал», — и он не сказал ему ни слова осуждения.

Как-то отец Ипполит сказал: «Сколько грехов, сколько немощей у людей, а Господь все покрывает Своей благодатью». Как бы наши грехи ни были тяжелы — это капля в море Всепрощения Божия. И из уст такого человека особенно убедительны были эти слова.

— Расскажите, пожалуйста, о посмертных чудесах старца.

— Когда батюшка преставился, у него не было трупного окоченения, и все, кто прикладывался к ручке, ощущали ее мягкость. На девятый день после упокоения батюшки деревянный крест на его могиле обильно замироточил. Благоуханное миро собирали в бутылочки. А на сороковой день сестры основанного отцом Ипполитом женского Казанского монастыря из села Большегнеушево ощущали благоухание, аромат, исходящий от могилки батюшки. Они взяли с собой земельку, и она у них в монастыре несколько дней еще благоухала.

Чудеса на могилке батюшки происходят постоянно. В Покровском скиту монастыря жил паломник из Ростова-на-Дону. Внешне нормальный, но внезапно началось беснование, он крушил все вокруг, нападал на скитоначальника, послушников, бил посуду. Его связали, чтобы довезти до монастыря. Зимой в одном свитере уложили на могилку батюшки. Полчаса он пролежал, с тех пор никаких приступов нет.

Памятник архимандриту Ипполиту на территории санатория Марьино (дворцово-паркового комплекса бывшего имения Барятинских). Скульптор — В.М. Клыков

Недалеко от монастыря расположен санаторий Управления делами администрации Президента России — Марьино. На его территории поставлен первый памятник отцу Ипполиту работы известного российского скульптора Вячеслава Клыкова. Вячеслав Михайлович глубоко почитал старца Ипполита, называл его великим человеком. Он создал надгробное распятие на могилке старца и свою последнюю работу — теплый памятник отцу Ипполиту. Нам известно несколько случаев исцелений от неизлечимых недугов после молитвы перед этим памятником.

Сейчас даже через фотографию батюшки люди получают скорую помощь. Вот недавний пример. Уже много лет я сопровождаю паломнические группы на Святой Земле. Среди них — богомольцы из русского Никольского храма во Флоренции. Узнав о чудесах старца Ипполита, они попросили подарить его фотографию. И я, в очередной их приезд в Иерусалим, подарил снимок, который когда-то сделал сам в Рыльском монастыре в день 70-летия батюшки.

С этим фото, сделанным в день 70-летия батюшки, связаны чудеса Вскоре по возвращении в Италию, в ноябре 2016 года, одна из паломниц, Мария Милюкова, в тяжелом состоянии была доставлена в больницу города Борго-Сан-Лоренцо. Покидая квартиру на машине «Скорой помощи» и на ходу теряя сознание, она взяла лишь фото батюшки. Даже когда ее на каталке возили на МРТ, она держала в руках фото человека, которого она при жизни не знала, но искренне полюбила. В считанные дни, к изумлению врачей, она пошла на поправку.

В эти дни в ее палату поместили 78-летнего итальянца Джанпаоло из города Виккьо. Больница была переполнена, и не оставалось свободных коек. Его состояние было крайне тяжелым: гнойная пневмония, высокая температура. Надежды на выздоровление не было. Как-то поздно вечером старик начал задыхаться, и Мария спросила: «Можно, я приложу к тебе фото святого человека?» Он согласился, и Мария молитвенно обратилась к помощи старца, крестообразно прикладывая его снимок к голове и груди умирающего. Вскоре дыхание больного восстановилось, температура нормализовалась. Заведующий отделением больницы, узнав о произошедшем, сказал: «E successo miracolo» («Здесь случилось чудо»). По просьбе настоятеля русского Свято-Никольского храма во Флоренции протоиерея Георгия Блатинского Мария передала фотографию старца в алтарь.

«Важно помнить, что именно в наше немилосердное время жил такой многомилостивый батюшка»

— А как чада и почитатели отца Ипполита стремятся поведать о старце, увековечить память о нем?

— В последние годы начался новый этап почитания отца Ипполита. В 2017 году мы отметили 15-летие его упокоения. Тысячи людей приехали в монастырь почтить его память. На федеральных телеканалах вышло несколько передач о старце. Ему посвящено шесть книг. Готовится к изданию сборник воспоминаний и свидетельств о батюшке — Книга памяти. В феврале нынешнего года мы, чада и почитатели старца, создали Общество ревнителей памяти архимандрита Ипполита (Халина). Тем самым мы возрождаем старую традицию почитания святых подвижников. 18 апреля в этом году будем отмечать 90-летие со дня рождения дорогого батюшки.

Выступление братии Рыльского Свято-Николаевского монастыря на ежегодных днях памяти архимандрита Ипполита в Москве. Справа налево: инок Григорий, иеромонах Ипполит, иеродиакон Досифей

Господь пришел в мир, чтобы показать путь на Небо и вернуть нас в рай. Этот путь Христов в XX веке нам показал верный ученик и последователь Спасителя — отец Ипполит. Важно, что именно в наше немилосердное время жил такой человек — многомилостивый батюшка. Он примером собственной жизни, молчаливой проповедью показал, как жить, чтобы спастись. Его можно назвать «единым от древних», духовной глыбой. На Курской земле жил исполин духа. Господь сподобил нас быть рядом с ним.

С иноком Григорием (Пенкновичем)
беседовала Надежда Шелепова

Источник

Оцените статью