Таро. Архетип Жизненного Пути.
Я уже писала про архетипы, отраженные в картах Таро. Но тема это слишком обширная, поэтому всегда есть, что добавить. Таро представляет собой не просто набор картинок со случайно выбранными персонажами и последовательность их тоже не случайна. От аркана к аркану происходит внутреннее и внешнее развитие Героя (любого человека) и их последовательность — это архетип жизненного Пути каждого из нас. Всего колода состоит из 78 карт. 56 из них — традиционная игральная колода с королями, тузами, дамами. И 22 — это Старшие Арканы. Они и есть архетипы. Вот их последовательность:
Любой человек проходит этот Путь. И в жизни в целом, и в каждой ситуации также. Сейчас объясню, что это значит. Шут — нулевой Аркан, это Герой, каждый человек в начале своего жизненного Пути. То есть ребенок. Или — если речь о ситуации — человек на пороге чего-то нового, о чем он еще не имеет никакого представления. Маг и Жрица — это следующие ступени. Как Маг воздействует на предметы, так ребенок учится обращаться с простейшими вещами, познает практическую сторону жизни. Жрица — это духовное, внутреннее развитие.
Императрица и Император — родители Героя. Императрица идет прежде Императора так же, как и мать для ребенка первична. Иерофант — это учитель, наставник. Человек, который дает мудрые советы и занимается воспитанием.
Влюбленные — обозначают выбор жизненного пути человека и его спутника жизни, уход из родительской семьи. На Колеснице Герой въезжает во взрослую жизни и движется по выбранному им пути. На этапе Справедливости к человеку приходит понимание ответственности за свои поступки, он получает первые итоги жизни — ему воздается за все, что он успел сделать, плохое и хорошее.
Отшельником заканчивается первая половина колоды Старших Арканов и первая половина жизни человека. Дальше идут арканы с 2-значными числами. Человек отстраняется от своей прежней жизни, происходит переоценка ценностей и «кризис среднего возраста».
Колесо Фортуны обозначает новый поворот в жизни человека. И то, выберет ли он новый путь для обретения смысла жизни или замкнется в своих неудачах.
Считается, что первая половина Пути — мужская, это путь логики и разума. Дневной путь А вторая половина — женская, т.е. путь внутреннего развития, духовного поиска, непредсказуемых ситуаций, с которыми мужская логика справится уже не может. Путешествие по темной стороне.
И «женская» часть пути, вторая половина Старших Арканов сразу начинается с женской карты — это Сила. Сила, которая понадобится человеку для преодоления дальнейшей дороги, полной испытаний.
Следом за Силой идет Повешенный. Человек оказывается в ситуации великого кризиса, депрессии, подвешенного состояния. Мир перевернулся с ног на голову. Все, что доставляло удовольствие и радость стало пресным. И логично, что после Повешенного наступает Смерть. Это конец всей прежней жизни. Приходится все начинать с начала и заново искать смысл существования.
Умеренность — обозначает проводника, который может оказать помощь человеку во время прохода через море Ночи. Наподобие того, как в легендах, мифах и других литературных произведениях у героя появляется помощник. Виргилий у Данте, Гермес у Орфея, Антиной у Одиссея — когда они все спускаются в загробный мир.
Дьявол — самая тяжелая и темная карта во всей колоде. Она заставляет человека заглянуть в лицо своим страхам и столкнуться с тем, от чего он пытался бежать всю жизнь. Возможно, понять, что он ничего не стоит, что за его напускной важностью скрывается закомплексованный ребенок. Также это карта великого искушения среднего возраста. Из-за него мужчина может бросить семью, жену, с которой прожил 20 лет и поддаться искушению начать новую жизнь с молоденькой девушкой.
Башня — это катарсис. Крушение всех прежних устоев и привычного положения вещей. Но одновременно и освобождение.
Звезда — начало новой надежды. Еще очень смутное и робкое, еле видное, как свет звезд, но выход из Подземного царства уже близок.
Луна — коварная ловушка, обман, иллюзия, которая подстерегает человека, радостно решившего, что выход найден. Он бросается к долгожданной цели, забывая, что Мир Теней так просто не отпускает и в самый последний момент ставит капкан.
Солнце — долгожданный выход. Обретение нового смысла жизни, истины, ответов на вопросы.
3 карты составляют канву Пути: Шут — Смерть — Солнце. Рождение — Смерть — и Новое Начало. Многие люди застревают на этапе Смерти, судорожно пытаясь оставить все как есть и боясь нового.
После выхода на солнечный свет Героя ожидает Суд, на котором будет принято решения, достоин ли он новой счастливой жизни. Сумел ли вынести урок и сделать верные выводы. Если да, то в душе человека наступает Мир. Он обретает новый, истинный смысл жизни, счастье, гармонию.
Источник
Архетипы личности по таро
Путешествие по архетипам Юнга
Многие специалисты по Таро уверены, что серия событий, на которые указывают Старшие Арканы, представляет собой архетипическое повествование о развитии человека – путешествие Глупца (Аркан 0). Согласно Юнгу, архетипы – это абстрактные формы и модели коллективного бессознательного человека. Персонажи известных мифов представляют собой архетипы различных моделей поведения и реакций. Архетипы являются своеобразной комбинацией символов. Их можно распознать по тому наплыву чувств, который они вызывают. Основным архетипом у Юнга является Субъект (с заглавной «С») – архетип, наделенный глубинным смыслом, в отличие от субъекта (с прописной «с»), обычного обозначения человека. Архетипы находятся в нашем коллективном подсознании, мы видим их в снах, мифах, фантазиях. К тому же мы способны проецировать архетипы вовне, наблюдая их проявление в поступках других людей, а не только в своих собственных действиях.
Каждая карта Старших Арканов представляет собой особый архетип (хотя здесь присутствуют не все архетипы, предложенные Юнгом). Приведенные архетипы обязаны своим происхождением юнговской концепции, в основе которой лежит утверждение, что любая ситуация, чувство, состояние и модель поведения имеют свой архетип в коллективном бессознательном. Эти архетипы всего лишь один из возможных способов мышления, ощущений и поведения. Юнг сравнивал архетипы с высохшим руслом реки, которое оживает только тогда, когда по нему начинает течь вода. Для нас архетипы оживают лишь тогда, когда наше поведение начинает соответствовать одной из универсальных моделей.
Прежде чем приступить к рассмотрению карт Старших Арканов, взглянем на весь маршрут путешествия Глупца, шаг за шагом, от карты к карте.
Аркан 0. Глупец.Начало путешествия, Молодой человек, полный сил, немного наивный, готов отправиться в дорогу, перед ним раскры- ваются новые возможности. Глядя в небо, он стоит на краю пропасти, не замечая, что прямо под его ногами – зияющая пустота. Верный пес, лает, пытаясь предупредить его об опасности. Своеобразие этой кар- ты – склонность к авантюре. Независимость и свобода Глупца по- зволяют астрологам соотнести эту карту с планетой Уран. Согласно Юнгу, Глупец связан с архетипом Божественного Дитя (миф о боже- ственном ниспослании ребенка для просвещения человечества)
Аркан 1 . Маг. На этом этапе Глупец учится фокусировать свою творческую энергию, пользоваться орудиями и инструментами для реализации своих желаний. В астрологии логика, сознательность, объективность, приспособляемость и трудолюбие Мага ассоциируются с планетой Меркурий. Согласно Юнгу, Маг представляет собой алхимический персонаж Меркуриус (мировой творческий дух) и архетип Трикстера (Ловкача; Обманщика).
Аркан 2. Верховная Жрица. Чего-то не хватает в логике Мага, возможно объективности и способности управлять материальным миром. Аркан Верховная Жрица готовит Глупцу встречу с тайными, духовными, подсознательными и интуитивными сторонами Вселенной. Маг и Верховная Жрица дополняют друг друга, словно Солнце и Луна. В астрологии Верховная Жрица ассоциируется с Луной, хозяйкой ночи.
Аркан 3. Императрица. Соприкоснувшись с объективной и субъективной реальностью, Глупец уже готов к встрече с родительскими архетипами: Императрицей (Мать, Лоно) и Императором (Отец, Фаллос). Императрица – это сама Мать, Земля. Она символизирует питание, плодородие и изобилие. Она чувствует, исцеляет, вскармливает, рождает, принимает и дарит любовь. Астрологи ассоциируют плодородие и любовь Императрицы с Венерой, хотя к этой карте можно отнести и многие характеристики Луны. Согласно Юнгу, Императрица относится к архетипу Анима (женская часть души).
Источник
Архетипы Таро в красивых и страшных легендах
Архетипы как фигуры внутреннего мира человека, описанные К.Г Юнгом, живут в арканах таро несколько столетий. Как наработать полевой контакт с энергией Архетипа Старшего Аркана? Не через рацио и не через заучивание значения арканов — это точно. Можно наработать, проживая и погружаясь в энергополе каждого аркана через карту. Погружаясь в легенды и мифы, которые проводят энергию и суть аркана.
Архетипы проявляются в мир через людей. Но крайнее проявление Архетипов – это НЕ человеческая энергия, запредельный градус поля. Так, архетип Великой Матери, который я много раз «ставила» в поле расстановок и таро-практик, должен «просачиваться» сквозь личные фильтры человека. И каждый раз – немного другой образ. Что-то проходит, что-то – нет.
Архетип 12 Аркана – Повешенный , аспект смирения и жертвенности. На другом полюсе — Архетип 15 Аркана, аспект «хищного эго» . Эта дихотомия есть в каждом живущем, пока он находится по эту сторону, среди «человеков». Если же один Архетип проявляется в крайней форме, дихотомия схлопывается. «Монада переворачивается», и человека выбрасывает на противоположный полюс.
Рассмотрим проявления 3-х Архетипов Арканов на примере известных легенд и мифов для понимания их сути.
Красивая и страшная легенда о «Летучем Голландце»
Между гордостью и гордыней завис навечно легендарный парусный корабль-призрак. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных. Затем поклялся костями своей матери, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Этим капитан навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неспособен сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия.
За что он понес такое наказание? Одни полагают, что за гордыню, иные – за бесстрашие и необузданный нрав «морского дьявола».
Из Дьявола – в фигуру Повешенного, в принудительном аспекте «бессилия и жертвы».
Возможен ли обратный ход? Об этом есть другие мифы.
«Уничижение паче гордыни»…
Насколько наш Повешенный, 12 Старший Аркан, действительно смиренный и бессильный?
О Повешенном, как об ощущении, К. Г. Юнг: «Висеть означает…с одной стороны, некоторое затруднение, хоть и преодолимое. Однако именно поэтому представляет собой ту редкую ситуацию, которая требует от человека величайшего напряжения, давая ему возможность раскрыть себя целиком».
Юнг обращает внимание, что на лице повешенного не отражено страдание, хотя сама поза предполагает нахождение тела головой вниз, со скрещенными ногами. Поза странная, но имеет исторический подтекст: в знаменитом Ордене тамплиеров рыцарей-храмовников хоронили со скрещенными таким же образом ногами. «Ноги образовывали «крест», или один из вариантов «тау», — последней буквы еврейского алфавита — символизирующей смерть. Пышные надгробия высокопоставленных членов ордена украшались либо резьбой по камню, либо скульптурным портретом усопшего в этой необычной позе.
Красивая и страшная легенда об Ордене тамплиеров и его Великом Магистре Жаке де Моле.
Власть, тайна, магия, влияние чужой веры. Европу сотрясали восстания, церковь стремилась навести, наконец, порядок в делах веры, а французский король боролся за монархию. Борьба за власть над душами и кошельками привела к тому, Орден тамплиеров начали обвинять в ереси и кощунстве. А также спиритизме и (!) гадании.
Орден официально разгромлен, Великий Магистр был сожжён на костре под ликование толпы. Его проклятие, прозвучавшее сквозь языки пламени, столетие разрушало Францию. Династия капетингов прервалась. «…Лицо Великого магистра, пожираемого пламенем, было повернуто к королевской галерее. И громовой голос, сея страх, вещал:
«Папа Климент… рыцарь Гийом де Ногарэ, король Филипп… не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий, и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена. » — Морис Дрюон, «Проклятые короли».
Конечно, проклятие сбылось в срок. Великий Магистр, возможно, первый Повешенный 12 аркан, реализовал свою гордыню и силу, пересекая границу жизни и смерти.
Позорная тайна Жрицы.
Второй старший аркан — Жрица, она же Папесса — окружен мистикой и считается самой загадочной картой в колоде. И если проводить аналогию с юнгианскими архетипами, то это, пожалуй, похоже на архетип Анимы, которая манит своей холодной глубиной. По некоторым традициям Жрица является «хранительницей тайны арканов таро».
Какую тайну она хранит? Есть легенда, которая вошла в историю, но до сих пор оспаривается католическими историками и сторонниками «чистоты рядов». И это одна из величайших легенд Средневековья. Тайна до сих пор не разгадана. Была/не была ли такая оказия: на папский престол прокралась Женщина под именем Иоанн VIII? X век…всякое возможно. Видимо, в те времена пап не проверяли на мужество. Впоследствии такая легкомысленная невнимательность была исправлена, но об этом чуть позже.
Так что с Женщиной, с Папессой? Что двигало ее на столь опасный и воистину «греховный путь»?
Если соберем воедино все доступные хроники и находки историков, то узнаем — Ионанна была дочерью английского проповедника, отличалась набожностью и блестящим богословским образованием. Как возможно, имея такой психотип и живя в условиях религиозного фанатизма Средневековья, восстать против самых основ христианства?!
Тем не менее, Иоанна сделала блестящую карьеру и стала Папой Римским: «Он — истинный наместник Христа, глава всей церкви, отец и учитель всех христиан. Он — непогрешимый правитель». Непогрешимый…
Женская природа возьмет свое?
Иоанна не сохранила свою девственность, как сделала другая, вступившая на путь духовной миссии: Жанна Дарк, великая Орлеанская Дева. Поистине, самые крутые бесы — в тени икон. По непроверенным данным: «Два года, пять месяцев и четыре дня правила папесса, носившая имя Иоанн VIII. Так и продолжалось, если бы она не забеременела. Во время крестного хода по улицам Рима у папессы начались роды. Возмущенная и разъяренная подобным обманом толпа протащила Иоанну по мостовой и забросала ее и ребенка камнями. По легенде на месте их смерти была поставлена плита с надписью: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О, Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).
Разумеется, подобное немыслимое событие просто обязано быть вычеркнуто из официальных документов. Чтобы скрыть следы всемирного скандала, римская церковь устроила определенную путаницу в «нумерации пап». Достоверность данных о папе-женщине, повторявшегося с 13 века, впервые была оспорена в 15 веке. Архивы вычищались, и история была переписана.
Обратим внимание, что происхождение арканов таро датируется именно 14-15 веками, когда появляются первые подтвержденные документальные упоминания о таро. То есть наш второй аркан Жрица мог попасть в колоду прямо из горячей легенды, пока церковь (не церковь) не до конца «запутала следы».
Однако! В традициях Ватикана появился такой обычай: «в присутствии двух десятков самых приближенных кардиналов новоиспеченный папа садиться в специальное кресло с отверстием в центре. Под сиденье забирается дьякон или один из кардиналов и проверяет под папской сутаной наличие мужского естества. Удостоверившись, он дважды выкрикивает слово «ovum» — «яйцо». Коронация Папы состоялась: «Mas nobis dominus est» («Господином нашим имеем мужчину»).
Что же случилось с Ионанной? Архетип Жрицы столкнулся с другим, возможно более сильным и уж точно более древним, архетипом третьего Старшего Аркана таро. Третий аркан — Императрица — проводит энергии Великой Богини, которая рожает, дает жизнь и плодоносит. По самым древним мифам Великая Богиня когда-то родила и наш мир, поэтому архетип Императрицы не может быть уничтожен в женщине полностью.
Что происходило в душе Женщины, Папессы, когда «грех» боролся со «святостью»? Возможно, эту тайну и хранит Жрица, самый таинственный аркан колоды Таро.
6 октября стартует семинар » Системные расстановки в индивидуальном консультировании» — для психологов, тарологов и всех, кто интересуется системными расстановками и другими полевыми практиками. Подробнее о курсе.
Если материал показался вам интересным, поставьте pollices autem facto (палец вверх) и подпишитесь на канал о психологии и Таро, чтобы первыми получать новые статьи.
Источник