Старший аркан Таро 1 Маг (волшебник)
Описание: молодой человек стоит перед столом, на котором находятся меч, жезл, кубок и пентакль, в поднятой правой руке он держит двустороннюю свечу, левая рука опущена вниз; над его головой символ бесконечности. Человек облачен в красную мантию, вокруг него цветы.
Основные значения карты в прямом положении:
- посредник (между источником и приемником);
- сила действовать и принимать решения;
- активная воля;
- сексуальная энергетика;
- способность решать конфликты и подниматься на новые вершины;
- означает лидера, оригинального мыслителя;
- ясность мысли;
- период вдохновения;
- научно-исследовательский институт; библиотека; кабинет для научной работы; биржа; кабинет врача; место, где можно обрести гармонию;
- результаты дисциплинированного обучения;
- предсказание будущего;
- стремление быть на виду;
- работа на себя;
- начало нового периода в жизни.
Основные значения карты в перевернутом положении:
- неразумное использование своих сил;
- стремление у пустым целям;
- обманщики;
- непродуманные проекты;
- притворная опытность, слабость;
- нерешительность;
- эгоизм;
- действия наугад;
- крушение планов;
- промедление;
- излишняя самоуверенность;
- игнорирование собственных талантов;
- манипулирование;
- подавление сексуальности.
Маг стоит, подняв правую руку и сжимая в ней жезл своей власти. Его левая рука указывает вниз, что символизирует передачу священной энергии мирам, находящимся внизу. Над его головой расположен горизонтальный символ бесконечности, олицетворяющий Святого Духа, а на столе перед ним — на самом деле, на его алтаре, — символы четырех элементов: чаша (Вода), пентакль, или диск (Земля), жезл (Огонь) и меч (Воздух). Это элементы Творения. Красные розы, символизирующие желание и страсть, образуют арку над его головой и переплетаются на переднем плане с белыми лилиями, олицетворяющими чистую, абстрактную мысль. Мага опоясывает алхимический символ ouroboros — змея вечности, пожирающая собственный хвост. В архетипическом смысле Маг олицетворяет Божественную Волю.
Маг, также Фокусник и Мошенник.
Астрологическое значение — Меркурий, «посредник», то есть та сила, которая переносит информацию от источника к приемнику, это — дистанция, ведущая к цели.
Другие названия аркана: Чародей, Циркач, Маг Силы, Фокусник.
ЗНАЧЕНИЕ В РАСКЛАДЕ ТАРО: Вытаскивая эту карту, вы показываете, что обладаете силой действовать и принимать решения. Вы чувствительны интуитивны в плане использования своей силы и искусны в закладывании фундамента для позитивных отношений. Вы способны соединить внутренний и внешний мир. Эта карта ассоциируется с активной волей, а также с сексуальной энергетикой. Вытаскивание Мага в раскладе означает, что вы привносите несомненную живучесть и вдохновение в свою повседневную жизнь и обладаете огромной способностью решать конфликты и подниматься на новые вершины. Вы — настоящий лидер и оригинальный мыслитель.
ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕВЕРНУТОЙ КАРТЫ: Вы используете свои силы неразумно или губительно. Вы стремитесь к пустым целям и подвержены влиянию тех, кто лжет и обманывает вас. Ваши проекты плохо продуманы и вряд ли завершатся успешно.
УРОК ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ: Истинная способность к созиданию означает черпание силы из внутреннего царства Духа и проявление этой священной силы в повседневном мире. Прикасаясь к этому святому потенциалу, вы неизбежно расширяете границы самопознания, обретая удвоенную энергию для начала новых проектов, и демонстрируете усиленную ясность мысли и понимание в создании своих убеждений.
РАБОТА: Маг показывает, что мы осознаем этот свой потенциал и используем его, проявляя инициативу. В зависимости от того, на что направлена эта инициатива, мы можем добиться финансового успеха, продвижения по службе, или решить какие-то непростые задачи, например, сдать успешно экзамены или завершить какой-то проект. Если нам приходится выполнять функции начальника, мы можем многое сделать для улучшения климата в коллективе, дать своим сотрудникам стимул для увеличения эффективности их труда, а тем самым — и успешной деятельности всей фирмы. В переговорах, проектах, при проведении испытаний или выполнении других заданий, которые мы до сих пор откладывали из-за каких-то трудностей или проблематичности, мы можем теперь разрубить Гордиев узел (каким образом — покажут карты в позиции от 5 до 7 ). В этот период мы сумеем справиться с любыми проблемами.
СОЗНАНИЕ: На уровне сознания эта карта свидетельствует, что наш ум ясен и точен, что у нас хватит сообразительности и дара убеждения, чтобы добиться успеха даже в том, за что мы прежде не решались взяться. Кроме того, Маг показывает, что у нас появилась « высота обзора», позволяющая охватывать всю перспективу в целом, так что мы больше не увязнем в деталях.
На более глубоких уровнях сознания, Маг олицетворяет умение отвечать за свои шаги, решительность и осознанное управление собственной судьбой, осознание жизненной задачи.
ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: Период вдохновения, отваги, усиления « магнетизма». Будучи использованы с толком, эти олицетворяемые Магом силы помогут вам преодолеть скованность, зажатость, вообще любые имеющиеся проблемы. Использовать с толком — значит ради блага всех, а не только ради собственной выгоды. Маг символизирует знание, в данном случае — осознание важности единства и гармонии во взаимоотношениях.
Названия на других языках: Il Mago, Le Bateleur, The Magical, Der Magier.
Астрологические соответствия: Плутон, Марс и Скорпион. Луна как символ нашего «лунарного» сознания, интуиции и могущества наших подсознательных сил.
Каббалистическое значение аркана: самоконтроль.
Оккультное значение аркана: отец, духовный учитель.
Физическое значение аркана: человек.
Места: научно-исследовательский институт; библиотека; кабинет для научной работы; биржа; кабинет врача; место, где можно обрести гармонию.
В прямом положении
Ключевые слова и фразы: Архетип возмужавшего сына. Способность добиваться своей цели. Результаты дисциплинированного обучения. Изменение с помощью силы воли. Способности к использованию творческих сил. Творческая визуализация. Способность принимать решения. Дисциплинированные и творческие действия. Желание освоить что-то новое. Уверенность в себе. Творческие силы. Предсказание будущего. Решительность. Умение учиться методом проб и ошибок. Возможности. Умение быстро решать проблемы. Ловкость рук. Умение приспосабливаться к переменам. Мужество. Стремление быть на виду. Бахвальство. Работа на себя. Проворность. Способности к медицине. Способности к языкам. Изобретательность. Умение грамотно использовать ценное оборудование. Создание новых долгосрочных проектов. Действия. Современные технологии. Центральная нервная система. Легкие. Руки. Пять чувств. Андрогенность (обоеполость). Я хозяин своей судьбы. Я капитан своей души.
Ситуация и совет: Скоро вы сможете воспользоваться преимуществами, полученными в результате длительного и дисциплинированного обучения. Для достижения своих целей вы или человек, которому вы доверяете, сумеет воспользоваться своими талантами и достоинствами. Подходящее время для начала новых проектов, так как именно сейчас вы являетесь хозяином своей судьбы. Все необходимое будет у вас под рукой. Технически совершенное современное оборудование станет хорошим подспорьем.
Вы сумеете справиться с новой ситуацией, предпринять необходимые действия и сосредоточить свое внимание на реализации потенциальных возможностей. Вы сможете представить себя в самом выгодном свете тем, кто заинтересован в ваших знаниях и опыте. Именно сейчас вам поможет творческое мышление; может быть, имеет смысл продолжить обучение. Вы сможете в полной мере воспользоваться своими организационными способностями. Возможно, вас ждет успех в финансовых делах. Маг говорит о том, что силы природы помогут вам достичь своих целей. Для успеха вам могут понадобиться специальные навыки и умение работать с техникой. Маг указывает на то, что вы должны наблюдать, экспериментировать, оставаться восприимчивым, совершенствовать свои навыки и учиться управлять миром. Если вы задавали вопрос о здоровье, то Маг может символизировать опытного терапевта или хирурга.
Люди: Сын. Брат. Взрослый мужчина. Тот, кто манипулирует физическим миром. Политик, который умеет правильно распорядиться своей властью. Писатель. Маг. Иллюзионист. Инженер. Изобретатель. Агент. Тот, кто хорошо разбирается в технике и умеет работать с различными инструментами. Предприниматель. Алхимик. Учитель. Гид. Дети от пяти лет и до половой зрелости. Оратор. Лингвист. Художник. Ученый-практик. Медицинский работник. Нейрохирург. Ремесленник. Психотерапевт.
В перевернутом положении
Ключевые слова и фразы: Притворная опытность. Слабость. Нерешительность. Неумение видеть вещи такими, какие они есть. Эгоистичное поведение. Действия наугад. Крушение планов. Импотенция. Промедление. Нежелание воспользоваться случаем. Неумение использовать то, что находится под рукой. Напрасное растрачивание энергии или ресурсов. Нереальные цели. Совершение ошибок. Неумение учиться на прошлых ошибках. Излишняя самоуверенность. Отсутствие легкости в ведении дел и общении. Неумение пользоваться техникой. Бесполезные технологии. Игнорирование собственных талантов. Манипулирование. Подавление сексуальности. Чрезмерная самоуверенность. Недостаток уверенности в себе или силы воли. Нежелание решать проблемы. Силы на исходе. Ничего нельзя сделать правильно. Недостаток знания – опасная вещь. Неосуществленные планы, недостигнутые цели. Беспорядок и непоследовательность.
Ситуация и совет: По некоторым причинам вы не пользуетесь всеми своими умениями и талантами для того, чтобы достичь цели. Ваша нерешительность может привести к трудностям и задержкам. Возможно, вам не хватает знаний, чтобы выполнить какую-то работу: ощущается необходимость дальнейшего обучения. Возможно, вы делаете вид, что знаете больше, чем есть на самом деле. Если вам недостает уверенности в себе, вероятнее всего, Вы упустите прекрасную возможность, если же вы чрезмерно самоуверенны, вас могут втянуть в сомнительные проекты. Возможно, кто-то мешает вашим действиям или же старается пустить вам пыль в таза, В конце концов, по сути, Маг – это обманщик. Иногда Маг в перевернутом положении может обозначать вашего брата или сестру, которые доставляют вам массу неприятностей.
Если вы сформулировали вопрос о ваших взаимоотношениях с противоположным полом, то, возможно, вы переживаете из-за возникших сексуальных проблем. Или же, напротив, ваш партнер хорош в постели, но совершенно не устраивает вас в эмоциональном плане. Обратите внимание на свое поведение: возможно, вы ведете себя слишком эгоистично, уделяя недостаточно внимания правам и потребностям окружающих вас людей.
Сейчас самое время взять себя в руки и направить все силы на достижение успеха. Маг в перевернутом положении может говорить о том, что вы ощущаете себя обделенным. Вам следует избегать чрезмерного материализма и выйти за узкие рамки личных интересов. Возможно, вы не прислушиваетесь к своей интуитивной сущности, так как слишком сосредоточены на манипулировании внешним миром. Сейчас не самое лучшее время для того, чтобы бросать стабильную работу и начинать собственный бизнес.
Люди: Самозванцы. Те, кто пользуются своими внешними данными для достижения цели. Те, кому нужен только секс, а не любовь. Обманщики. Эгоистичные люди. Люди, от которых нет никакой пользы, или же те, кто постоянно мешают. Те, кто уверены в своих собственных знаниях и умениях, не имея на то никаких оснований. Гении-самородки. Выскочки. Неприятные личности. Те, кому нельзя доверять. Люди, «идущие по трупам», строящие козни.
Смысл карты Маг
Ты — свободный, самостоятельный человек и должен сам принимать решения. И выход из твоей теперешней ситуации тебе придется искать самому. Сил у тебя хватит, чтобы достичь желаемого; нужно только решиться пожелать.
В смешанном раскладе (Старшие и Младшие Арканы вместе) карта Мага может означать необходимость известной ловкости в решении предстоящей задачи или ведения более строгой, умеренной жизни.
На практике Маг, как первая карта первой семерицы, всегда означает начало какого-то нового периода жизни, когда еще ничего не решено и не сделано никаких ошибок. Все в твоих руках, говорит эта карта, главное — принять правильное решение, а дальше все пойдет само собой.
На обыденном уровне Маг может означать призыв к активному действию, к перехвату инициативы, в сознании того, что нам пока ничто не грозит (конкуренты сильно отстали). Иногда он может означать необходимость каких-то магических операций, чтобы обеспечить ровный ход событий.
В перевернутом виде он может означать, что момент выбора уже упущен, что события начали разворачиваться по своим законам, так что теперь остается лишь ждать результата, или что некто предпринимает магические операции против вас.
Для бизнесменов — хорошая карта, призывающая к активным действиям и твердому отстаиванию своих позиций.
Источник
Архетип Мага в Таро и в истории.
Архетип Мага в Таро и в истории.
Что такое магия и кто такой маг? Вопрос кажущийся таким простым, на самом деле гораздо глубже чем принято считать. Чтобы попытаться ответить на этот вопрос я предлагаю обратиться к символизму Таро, в котором как известно, Аркан Маг является первым арканом, то есть в некотором смысле открывает колоду.
Вначале рассмотрим изображение Мага на самых ранних колода – Таро Висконти Сфордса и Марсельское Таро. Именно эти колоды, с очень незначительными вариациями имели хождение в Европе в течении почти четырех веков, пока новые интерпретации Папюса не вдохновили художников и магов на грандиозное переосмысление символики Таро.
Маг изображен перед столиком на котором лежит небольшой ножик, несколько стаканов или наперстков и шарики. Первая ассоциация которая приходит при рассмотрении этих изображений, это известная игра в «наперстки» в которую мошенники раздевали доверчивых простаков до нитки.
Какой разительный контраст между этим «магом» которого возможно было бы более точно называть «фокусником» и хорошо известным Магом из таро Райдера Уайта! Стол чудесным образом преобразован в алтарь, наперстки в чашу, шарики в пантакль а ножик «вырос» до благородного меча. Да и в лице самого мага что то неуловимо изменилось, так словно перед нами святой у которого даже появился свой нимб в форме лемнискаты – то есть перевернутой восьмерки символизирующей бесконечность.
В некоторых последующих колодах образ еще более изменился, и маг превратился в древнего старца убеленного сединами. Ну не дать не взять Гендальф. Романтично, но несколько пресновато.
Итак, таро дает нам два заведомо противоположных образа мага. С одной стороны, это «маг-фокусник-мошенник», с другой «маг-мастер-просветленный». Чтобы понять эту парадоксальность, нам придется обратиться к истории самого понятия Маг.
Первоначально слово маг означало жреца в древневавилонской цивилизации и в зороастрийской религии у персов. Именно маги стоят у истоков первых астрономических и астрологических исследований в древнем Вавилоне.
Надо вспомнить, что в древних культурах, образование – то есть собственно говоря умение читать, было эксклюзивной привилегией жреческого сословия, простым народом считалось одной из сверхъестественных способностей. Для какого-нибудь вавилонского или египетского крестьянина, между умением читать и умением, скажем, вызывать дождь не было принципиальной разницы. Это скрытое тождество оставило след во многих языках, например то что слова «грамматика», «грамота» однокоренные с таким словом как «гримуар» — это не случайность, а закономерность магического восприятия грамоты на протяжении всей истории человечества.
Итак, первоначально, принципиальной разницы между понятиями Жреца и Мага не было. Кстати, то же самое касается частичного синонима слова волшебник, которое происходит от «Волхв» то есть жрец славянских богов. Кстати именно этим аргументом воспользовался один из первых известных в истории Магов Аполоний Тианский, когда недоброжелатели вызвали его в суд по обвинению в использовании черной магии.
Однако язык – это не застывший монолит, сродни египетской пирамиде, а подвижная и живая реальность. И – начиная со времен ранней римской империи понятие «Маг» уже получило свою независимость. В Таро, архетип жреца, священника представлен другой картой – это пятый аркан Иерофант (в некоторых колодах – жрец, первосвещенник или даже «папа римский»). В чем принципиальная разница между магом и жрецом? И почему в таро и в жизни, архетип мага кажется включает в себя столь разительные противоположности.
Чтобы понять суть архетипа Мага нам стоит рассмотреть реальные и мифологические наиболее известных в истории магов. И одним из первых и быть может самых колоритных магов истории является Симон Маг или симон Волхв, живший в первом веке нашей эры.
Небольшие упоминания о Симоне содержаться в новом завете. Так согласно «Деяниям», Симон был самаритянским колдуном и чародеем, который увидев могущество чудес которые творили апостолы, попытался купить у них силу святого духа, но был с позором отвергнут. После чего Симон якобы покаялся и вступил в христианскую общину.
Однако апокрифы и писания отцов церкви дают нам гораздо больше информации.
Апокрифы излагают мифологическую историю Симона, согласно которой он выдавал себя за Иисуса Христа, говорил что способен воскреснуть из мертвых и своими чудесами потряс воображение римской знати и самого Императора. Симону прислуживали демоны в образе псов, которые помогали Петр вступил в схватку с Симоном, которая закончилась тем, что Симон попытался полететь, но молитвами Петра был сброшен на землю и разбился насмерть. Значительно позже, именно симонийский миф, стал каркасом другой, фаустовской легенды.
С другой стороны, писания отцов церкви несколько более сдержаны в описании цветистых мифологических эпизодов. Симон оказывается философом, который объявил себя богом. Взяв из борделя проститутку он объявил её эпифанией «падшей Софии», которую держали в плену «дурные управители этого мира». Симон называл себя посланником «иного» Бога, который пришел спасти всех кто верит в него. В конечном счете Симон выводится как «отец всех ересей» и прежде всего ереси гностицизма.
История Симона и его роль в формировании «малой традиции» заслуживает отдельного исследования. В настоящий момент нам здесь интересен один парадокс. В Симоне фактически «сочетаются» два образа мага. Одна грань мифа рисует его как мошенника создающего «иллюзии» а другая – как вероучителя, чужой, иной (с точки зрения отцов церкви ложной) религиозной доктрины. То есть опять же как жреца.
Нет ли здесь необходимой для нас подсказки? Маг действительно оказывается равен жрецу, но он оказывается жрецом ИНОГО или ЧУЖОГО бога. Разница между первым и пятым арканом, между магом и иерофантом в том, что первый служит онтологически иному богу, и находится с миром его окружающим в сложных диалектических отношениях. Именно эта напряженная диалектика (как жрец чужого бога он враг, но как тот кто имеет знание иного – он – единственный кто может обеспечить медиацию между этим и тем). Маг – это тот кто пребывает на границе, тот кто добровольно поселяется на таможне между мирами.
Первые, библейские упоминания магов в осуждающем ключе, связаны как раз с этим – маги были жрецами которые служили ИНЫМ (нежели библейский) богам, и все что связано с их деятельностью, последовательно осуждалось в границах очерченного библейской сакральностью круга. Ужасные демоны, общение с которыми приписывает магам народная молва, на самом деле – лишь ИНЫЕ боги – и это несложно понять, если мы даже на самом беглом уровне проследим этимологию этих демонических имен – Астарта – Астарот, Аполлон – Абадон, Вельзевул – Баал Зебуб.
Примитивное сознание по определению не может воспринять иное как сложносоставное. Иное это всегда либо нечто безусловно враждебное (отсюда образ мага как мошенника, либо образ «черного мага») либо идеализируемое и романтизируемое (отсюда «гендельфизация» мага). Поэтому для прямого познания ускользает сама суть архетипа Мага, ключевое свойство которого в том, что в нем добро и зло, свет и тьма оказываются неразрывно спаяны.
Здесь уместно вспомнить средневековый миф о маге Мерлине, в котором эта спаянность манифестируется уже в самом факте его рождения – от Сатаны и невинной, фактически изнасилованной Сатаной монахини. Данная мифологема одновременно зеркально отражает христианский миф о непорочном зачатии (вспомним что и Симон называл себя Христом) и вносит идею непримиримой дуальности, (дьявол и святая монахиня) которая в конечном счете становится единством. Мерлин оказывается универсальным агентом, медиатором, посредником соединяющим верх и низ.
Поэтому его действия в артуровском цикле очень характерны. С одной стороны, он помогает благородному королю Артуру занять его трон, помогает ему решать сложные задачи, создание круглого стола (метафора мандалы или зодиака) и всячески противостоит козням его врагов. С другой, когда по звездам Мерлин прочитал что Артур будет убит тем кто рожден в этом году, он пошел по библейскому пути – посоветовал Артуру приказать перебить всех новорожденных младенцев. И что интересно – ни Артур ни Мерлин не стали от этого негативными персонажами.
Исторически – имя Мерлин, является прямой отсылкой к алхимической ртути – меркулину или Меркурию. Меркурий, Гермес и Тот – боги одного порядка. Каждый из этих богов является одновременно высшим логосом (Тот как создатель года, Гермес Тригсмегист) и богом-трикстором, богом воров и мошенников, кривляющимся богом чей символ – обезьяна (Павиан Тота).
На самом деле, Архетип Мага, в современном смысле, очень тесно связан с архетипом Меркурия. Следует перечислить их общие черты. Во первых, и тот и другой тесно связан с идеей границы, между этим и тем. Меркурий – единственный бог, спокойно пересекающий границу между царством небесных богов, людей и богов подземных (на другом языке – между миром ангелов и демонов). Он – одновременно свой и иной в каждом из этих мирах. Как уже было сказано, Меркурий сочетает в себе высший и низший аспект и связан с идеей божественной игры. В системе магических соответствий, планетарная сила, соответствующая первому аркану – опять же Меркурий.
Алистер Кроули так описывает действие Меркурия-Мага в своей Книге Мага: «Вначале Маг говорит Истину, а потом — Иллюзию и Ложь, чтобы поработить душу. Тем не менее в этом есть Таинство Освобождению» или «Маг обнародовал это писание посредством разума Мастера. Один ясно излагает, и второй понимает; тем не менее Слово — это Ложь, и Понимание — Тьма. И сказанное — Все Истина». «Он должен говорить Истину, чтобы тогда Ложь могла поработить души людей».
А вот как нашего Меркурия описывает Карл Юнг: а. Он состоит из всех мыслимых противоположностей. Таким образом, он есть ярко выраженная двойственность — но постоянно именуется единством b. Он и материален, и духовен. c. Он — процесс превращения низшего, материального в высшее, духовное, и наоборот. d. Он — черт, спаситель и психопомп, неуловимый «трикстер», наконец — отражение Бога в матери-природе. e. Он также — зеркальное отражение мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum.
Итак оба аспекта – возвышенный маг как владыка стихий и базарный мошенник являются частью архетипа Мага, поскольку и тот и другой находится под покровительством Меркурия. Даже у Уайта есть намек на это соединение – поскольку одной рукой Маг показывает на Небеса (пространство духа, рай, олимп, верхний мир) а другой вниз (пространство плоти, ад, аид, нижний мир). Другой известный маг истории – Фауст восклицает:
Ах, две души живут в больной груди моей,
Друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!
Из них одной мила земля —
И здесь ей любо, в этом мире,
Другой — небесные поля,
Где тени предков там, в эфире.
Фауст как персонаж – еще один архетипический образ Мага. Первоначально, народный сюжет о Фаусте был фактически скалькирован с легенд о Симоне Маге, и выступавший любимым сюжетом балаганных кукольных комедий, силою Гения Марло и Гёте был поднят до вершины Трагедии духа. Кто есть Фауст, и что есть наша цивилизация если она до сих пор носит эпитет «фаустовской»?
Итак, по мере интуитивного прощупывания мы можем сказать что пришли к некоей, очень приблизительной формуле. Маг это Жрец Иных Богов, соединяющей в себе противоположности и этим таинственным образом близкий Меркурию-Гермесу.
Разницу между магом и иерофантом, между Жрецом здешних богов (смыслов) и жрецом иных богов, прекрасно уловлено у Кастанеды. С одной стороны – учитель-тональ-Дон Хуан воплощает архетип Иерофанта. Нельзя сказать что он обучает тому что Карлос уже знает. Нет. Но он обучает тому что он хотя бы отчасти может услышать. Тому что можно описать словами или хотя бы тому на что можно направить словами. С другой стороны, маг-нагуаль-Хенардо. Тот кто не учит почти ничему, но вызывает животный ужас одним своим присутствием. Не потому что он специально пугает героя. И не потому что он как то враждебен. Потому что для героя, он – выразитель Нагуаля – Тотально Иного.
Кроули, пожалуй один из последних, кто смог в полной мере воплотить архетип Мага испив эту чашу до дна. Тот кто был «скрыт под маской скорби» (Книга Закона) и окружен ореолом черного мага «приносившего в жертву младенцев» и «провокатора нарушившего все нормы»,на самом деле, как и Симон был прежде всего Жрецом ИНЫХ Богов. В своем жречестве, Кроули создал уникальную теологическую и символическую систему, которая стала точкой отсчета для целого направления в культуре. Кроули было суждено стать сокрытым идеологом новой сакральности, сакральности плоти.
Именно Кроули удалось создать свою, неповторимую символьную систему Таро в которой ему удалось передать сразу оба аспекта. Маг слово. И Маг иллюзия. Маг мошенник. И Маг Бог. Кроули, точнее Леди Фрида Харрис под его мудрым руководством изобразила Меркурия, рассекающего на серебряных крыльях многомерное пространство. В Таро Тота – Маг это не просветленный Гендальф и не базарный мошенник. Он и то и другое. Его артефакты больше не лежат на столике перед ним словно во сне, они танцуют свой танец силою его освобожденной мысли, творя окружающую реальность. «Жезлом создает, чашей сохраняет, кинжалом убивает, диском воскрешает».
Кроули удается понять главное – Бога как играющего младенца. Эта тайна которую знал Гераклит, Шекспир и Мейстер Экхард. Одно из свойств мага – это его тотальная игра. Именно Игра – уникальное понятие которое не имеет эквиполентной оппозиции.
Маг связан с Меркурием, но все же не тождественен с ним. Потому что Маг это не бог. Можно сказать что маг – это жрец Меркурия, Гермеса. Это так. Но сказав истину мы донесем ложь, спутав знаки пространства и превратив мага в иерофанта. Маг это жрец Иного, и это иное чаще всего проявлялось перед многими магами как Меркурий. Так пожалуй точнее. Так ближе.
Маг – это черта, пограничная линия, точка дифференциации между тем и этим. Маг создает границу (круг как атрибут Мага) и одновременно – он тот кто сокрушает все границы. Первый шаг к становлению мага – разрыв границ. Привычная диалектика то значит не это, нарушается в этом движении к неприрывности.
Орудия Мага – жезл, чаша, меч (иногда кинжал) и диск. Точнее – огонь, вода, воздух, земля. Согласно легендам, маг может ходить по воде и плавать в земле. Или – более точно, в инициатическом романе Густава Майринка «думать сердцем и чувствовать мозгом». Потому что стихии мага – это не просто земные стихии которые мы каждый день видим перед собой. Это модусы сознания, режимы бытия. Ни для кого не секрет что четыре масти малого аркана – это четыре стихии. Жезлы-крести-огонь, чаши-черви-вода, мечи-пики-воздух, диски-бубны-земля. Но мало кто делает правильный вывод из этого очевидного факта. Потому что четыре оружия мага – это вся колода малого аркана. Его орудия, его продолжение. Как продолжение руки. Он – повелитель всех игр которые может вести судьба. Красивое подтверждение тому — прорвавшийся в 19ом веке в игральную колоду Джокер – есть не кто иной как дурак и маг в одном лице. Кстати в некоторых игральных колодах, есть две карты джокера которые отличаются по цвету – красный джокер, черный джокер. Маг и Дурак. Ноль и единица.
Игральная колода – есть горизонтальное бытие. Игра. Лила. Майя. Вот почему хорошая цыганка сможет погадать на обычной игральной колоде на любой житейский вопрос, вот только духовная реальность останется для нее закрыта. Потому что духовная реальность, мир архетипов – это большой аркан. И не случайно, явная нецелостность игральной колоды (горизонтального измерения) выраженная в троичной структуры карт-картинок (король-дама-валет) естественным образом превращается в четверичность в колоде Таро где добавляется принцесса. Три – число религии Этой стороны. Четыре, точнее три плюс один – Иное.
«С арбалетом в метро,
С самурайским мечом меж зубами,
В виртуальной броне, а чаще, как правило, без,
Неизвестный для вас
Я тихонько парю между вами
Светлой татью в ночи,
Среди чёрных и белых небес.
На картинах святых
Я незримый намёк на движенье,
В новостях CNN я черта, за которой провал,
Но для тех, кто в ночи,
Я звезды непонятной круженье
И последний маяк
Тем, кто знал, что навеки пропал».
Все верно. БГ как подлинный художник, прекрасно чувствует теургию Мага. «Среди черных и белых небес» — почти перефраз из недавно переведенного на русский язык ритуала Исрафель «О ты звезда востока которой были ведомы маги. Ты что всегда была в аду и в небесах. Ты что между светом и тьмой трепетала. Отец твой солнце, мать твоя луна». Это скольжение, скольжение ночной звезды, последний маяк о котором одновременно возвещают Кроули (Эссе «Звезда видна») и Юнг (Финал «Семи наставлений мертвым»). Звезда ведет Магов к колыбели играющего бога – древний сюжет древнего мифа, который обречен оставаться непонятым. Потому что чтобы увидеть Звезду нужно уже стать Магом.
Одна из современных масок Мага – Сверхчеловек. Есть восхитительная улыбка богов, что Ницше подсознательно выбрал для своего сверхчеловека имя Заратустры, имя первого, в этимологическом смысле, мага. Само имя говорит нам о Магии.
В идее сверхчеловека – великая красота и великая ловушка. Поместив себя на место мага, мы обречены оказаться в состоянии инфляции. Нужно иметь силу встретиться с Магом. И выдержать его взгляд с той стороны зеркального стекла. Тогда – ты тоже станешь магом. Малым магом, посвященным, избранным. Но это невозможно сделать по своему желанию, волевым усилием. Это можно достичь только осознав что колесница которой ты управляешь – управляема иным.
Свою встречу, свой дар магии, прекрасно описал Юнг в последних главах Красной книги. Там есть потрясающе точный диалог между Юнгом (получившим в дар от своей души жезл Гермеса) и его душей.
Д.: «Магия не легка, и она требует жертвы».
Я: «Она требует жертвы любви? Или человечности? Если требует, забери жезл обратно».
Д.: «Не спеши. Магия не требует таких жертв. Она требует другой жертвы».
Я: «Что это за жертва?»
Д.: «Жертва, которую требует магия — это утешение».
Я: «Утешение? Я правильно понял? Понимать тебя невыразимо трудно. Скажи мне, что это значит?»
Д.: «Утешение следует принести в жертву».
Я: «Что ты имеешь в виду? Следует принести в жертву утешение, что я даю или утешение, которое я получаю?»
Я: «Я запутался. Это слишком неясно».
Д.: «Ты должен принести в жертву утешение ради черного жезла, утешение, которое ты даешь и которое получаешь».
Я: «Ты говоришь, что мне непозволительно получать утешение от тех, кого я люблю? И нельзя давать утешение тем, кого люблю? Это значит утрату части человечности, и ее место занимает то, что называют жестокостью к себе и другим».
Д.: «Так оно и есть» (Юнг «Дар Магии»)
Очевидная параллель которая сразу приходит в голову – Книга Закона. «Ненавижу утешаемых и утешителей». Но все параллели – игра ума. Попробуйте почувствовать что для вас значат эти слова.
Подлинный магический ритуал – всегда трансгрессия. Нарушение, жертва и отречение в одном лице. Такой ритуал делается два раза в жизни. Первый и десятитысячный раз. Первый раз, когда мы таки делаем над собой усилие. И совершаем ритуал. Делаем МРП, (кстати в одной из посттелемитских колод Маг изображен делающим МРП), принимаем причастие гностической мессы или просто садимся в ассану. Делая ритуал в первый раз мы переходим границу между человеческим и иным. Мы заявляем о своей готовности перейти границу. В десяти-пятнадцати-двадцати тысячный раз – мы обретаем мастерство. И понимаем что мы сделали тогда, в первый раз на самом деле.
Жаль что сейчас так мало тех, кто способны действительно совершить трансгрессию. Потому Книги Мага всегда останутся «для всех и ни для кого»…
Источник