Анализ стихотворения меркнут знаки зодиака

Знаки Зодиака. Н.Заболоцкий.

Kargopolov

Руководитель школы

Стихотворение Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака» (1929/1933 – одно из его знаменитейших, несомненный «хит».

Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.

Толстозадые русалки
Улетают прямо в небо,
Руки крепкие, как палки,
Груди круглые, как репа.

Ведьма, сев на треугольник,
Превращается в дымок.
С лешачихами покойник
Стройно пляшет кекуок.

Вслед за ними бледным хором
Ловят Муху колдуны,
И стоит над косогором
Неподвижный лик луны.

Меркнут знаки Зодиака
Над постройками села,
Спит животное Собака,
Дремлет рыба Камбала,

Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.

Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Леший вытащил бревешко
Из мохнатой бороды.

Из-за облака сирена
Ножку выставила вниз,
Людоед у джентльмена
Неприличное отгрыз.

Все смешалось в общем танце,
И летят во все концы
Гамадрилы и британцы,
Ведьмы, блохи, мертвецы.

Кандидат былых столетий,
Полководец новых лет,
Разум мой! Уродцы эти —
Только вымысел и бред.

Только вымысел, мечтанье,
Сонной мысли колыханье,
Безутешное страданье, —
То, чего на свете нет.

Высока земли обитель.
Поздно, поздно. Спать пора!
Разум, бедный мой воитель,
Ты заснул бы до утра.

Что сомненья? Что тревоги?
День прошел, и мы с тобой —
Полузвери, полубоги —
Засыпаем на пороге
Новой жизни молодой.

Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.

Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка.
Засыпай скорей и ты.

Форумчанин

amigo

Модератор

В поисках понимания данного стиха нашел следующее:

«Меркнут знаки Зодиака» — может быть, самое знаменитое стихотворение Заболоцкого – изменено им не в 1958 году, а на четверть века раньше, для публикации в «Звезде». Поэтика, в которой рождалось стихотворение, еще не стала чужда Заболоцкому в момент его переделки. Это важно.
Первоначально же строки начиная с 39-й читались так:

Кандидат былых столетий,
полководец новых дней,
Разум мой! Уродцы эти
непонятны для людей.
В тесном торжище природы,
в нищете, в грязи, в пыли
что ж ты бьешься, царь свободы,
беспокойный сын земли?

Казалось бы, все ясно: цензурно непроходимые строчки, полные неподобающего смятения, содержащие агностицистское сомнение в несуществовании иррациональных сущностей, заменены более благополучными. Так же мрачная развязка «Леноры» снимается у доброго русского поэта: «… не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана». И, как в случае Жуковского, подмену прощаешь за красоту стиха. Потому что как бы уместны ни были после парада «гамадрилов и британцев» процитированные выше строки – как сравнить их с музыкой окончательного варианта:

…сонной мысли колыханье,
безутешное страданье –
то, чего на свете нет.

Только тут все немного хитрее. Потому что в этих шести строках, заменивших восемь, есть прямая и явная цитата. Ну конечно:

Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…

«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». И вдруг во всем грозно-лубочном заклинании прочитываешь парафраз чуть ли не соседнего текста в пушкинском собрании – «Бесов». «Духи разны», которые у Пушкина однозвучно выли в поле, сто лет спустя приобрели несколько игрушечные, но разнообразные тела. Впрочем, это уже не духи, а нечто настолько загадочное, что даже радостное сообщение, что их на свете нет, как-то не успокаивает. На этом свете нет, а где есть?

…Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.

Это в первой редакции «разум мой» искал смысла. Во второй он и не пытается его искать. Заболоцкий просто заклинает «уродцев» — нет вас на свете, нет… Только вымысел и бред… Заклинает, сам себе не веря. Так уж и нет на свете «безутешного страданья»?
И еще одна замена, менее заметная. Вместо «…новой жизни трудовой» — «…новой жизни молодой». Это тоже важно: в 1929 речь шла о труде осмысления мира. В 1933 на этот труд надежды у поэта уже меньше. Надежда – на «жизнь молодую», которая сама преодолеет нашествие уродливых «фигур сна» и защитит от них всех, всех – животное собаку, растение картошку, постройки села, животное паук, меня, вас.
На что же, в самом деле, еще надеяться?

Читайте также:  Знак зодиака 14 августа кто по гороскопу

Источник

«Меркнут знаки Зодиака…» Н. Заболоцкий

Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.
Толстозадые русалки
Улетают прямо в небо,
Руки крепкие, как палки,
Груди круглые, как репа.
Ведьма, сев на треугольник,
Превращается в дымок.
С лешачихами покойник
Стройно пляшет кекуок.
Вслед за ними бледным хором
Ловят Муху колдуны,
И стоит над косогором
Неподвижный лик луны.

Меркнут знаки Зодиака
Над постройками села,
Спит животное Собака,
Дремлет рыба Камбала,
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.

Леший вытащил бревешко
Из мохнатой бороды.
Из-за облака сирена
Ножку выставила вниз,
Людоед у джентльмена
Неприличное отгрыз.
Все смешалось в общем танце,
И летят во сне концы
Гамадрилы и британцы,
Ведьмы, блохи, мертвецы.

Кандидат былых столетий,
Полководец новых лет,
Разум мой! Уродцы эти –
Только вымысел и бред.
Только вымысел, мечтанье,
Сонной мысли колыханье,
Безутешное страданье, –
То, чего на свете нет.

Высока земли обитель.
Поздно, поздно. Спать пора!
Разум, бедный мой воитель,
Ты заснул бы до утра.
Что сомненья? Что тревоги?
День прошел, и мы с тобой –
Полузвери, полубоги –
Засыпаем на пороге
Новой жизни молодой.

Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка.
Засыпай скорей и ты!

Дата создания: 1929 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака…»

Известное произведение 1929 г. стало вехой творческого пути Заболоцкого, а также оказало влияние на развитие современной поэзии. Многообразие идей и образов, оригинальность их воплощения, богатство интертекстуальных перекличек – особенности текста неизменно притягивают читательское внимание.

Картина загадочной ночной тьмы, смоделированная в зачине, открывает счет впечатляющему карнавальному шествию фантастических персонажей. Их образы созданы в нарочито приземленной манере, обеспечивающей комический эффект. Прекрасные русалки с крепкими руками-палками и грудями, напоминающими репу, похожи не на призрачных романтических дев, а на пышущих здоровьем деревенских красавиц. Под неподвижной луной происходят диковинные события, вызывающие в памяти эпизоды гоголевской повести о предрождественской ночи. Нечисть и мертвец исполняют негритянский танец, колдуны заняты ловлей Мухи, лукавая сирена готовится подставить ножку зазевавшемуся прохожему. Каждый из «уродцев», составляющих фантасмагорический ряд, обнаруживает способность к преображению: к примеру, ведьма без труда обращается в легкий дым. Все персонажи смешиваются в немыслимом балаганном веселье, уравнивающем насекомых и покойников, обезьян и жителей Британии.

Приемы карнавализации соседствуют с выражением наивного сознания, близкого к детскому началу. Многочисленные тавтологии приближены по структуре к манере подачи информации, которая характерна для литературы, предназначенной для чтения малышам. Такие же функции возложены на звукоподражательную доминанту – стучащую колотушку.

Среди иронических описаний мифологической картины мира неожиданно возникает обращение к лирическому адресату. Им становится рассудок субъекта речи, «бедный воитель». Словосочетание выражает авторскую мысль о несовершенстве человеческого разума, который настолько беспокоят бредовые фантазии, что лишают целительного сна.

Мотивы утешения, возникшие в центральных строфах, получают развитие в финальном эпизоде. Они воплощаются в узнаваемую форму литературной колыбельной, поддержанную напевной хореической строкой. Семантика колыбельной песни также осмысливается иронически: герою приходится баюкать, успокаивать собственные мысли, взбудораженные необыкновенными видениями. Традиционная формула, устойчивая примета жанра, завершает художественный текст.

Источник

Странное стихотворение Заболоцкого. Тайный смысл «Знаков зодиака»

Когда я впервые прочитала «Знаки зодиака» Николая Заболоцкого, мне стало очень интересно узнать подтекст этого стихотворения и, особенно, понять, чем автору так насолили британцы, что он поставил их в одну строчку с гамадрилами, ведьмами, блохами и мертвецами.

Николай Заболоцкий Фото : arhivurokov.ru

Сам автор писал, что :

» Первые два куска читать монотонно, как бы в полусне. Следующие два кусочка – о Разуме – с чувством, с подъемом, чуть-чуть риторично. А последний кусочек – опять монотонно-монотонно – тут успокоение, примирение, убаюкивание, засыпанье больного человека.» ( В письме к Е. В. Клыковой от 9.10.1929 )

Заболоцкий с женой Екатериной Клыковой

Меркнут знаки Зодиака Над просторами полей. Спит животное Собака, Дремлет птица Воробей. Толстозадые русалки Улетают прямо в небо, Руки крепкие, как палки, Груди круглые, как репа. Ведьма, сев на треугольник, Превращается в дымок. С лешачихами покойник Стройно пляшет кекуок. Вслед за ними бледным хором Ловят Муху колдуны, И стоит над косогором Неподвижный лик луны.Меркнут знаки Зодиака Над постройками села, Спит животное Собака, Дремлет рыба Камбала, Колотушка тук-тук-тук, Спит животное Паук, Спит Корова, Муха спит, Над землей луна висит. Над землей большая плошка Опрокинутой воды.

Итак, согласно пояснению самого автора, стихотворение следует разбить на три части. Первая — вступление, рассказывает о месте действия и том, скрытом от «взрослых» мире. Иными словами, мы видим ночь в селе глазами ребенка, у которого разыгралось воображение. Любой звук, стук и тень превращаются у него в «улетающих в небо русалок» и т.д. Этот мир для него волшебен.

Читайте также:  Подходящие позы для знаков зодиака

Но это поверхностный смысл. Есть и более глубокий. Сказка ложь, да в ней намек, как говорится. Первая часть — усыпление внимания и подготовка ко второй.

Леший вытащил бревешко Из мохнатой бороды. Из-за облака сирена Ножку выставила вниз, Людоед у джентльмена Неприличное отгрыз. Все смешалось в общем танце, И летят во сне концы Гамадрилы и британцы, Ведьмы, блохи, мертвецы.Кандидат былых столетий, Полководец новых лет, Разум мой! Уродцы эти — Только вымысел и бред. Только вымысел, мечтанье, Сонной мысли колыханье, Безутешное страданье,- То, чего на свете нет.

Заболоцкий говорит, что эти два кусочка следует читать «чуть-чуть риторично». А чтобы его понять, нужно обратиться к истории и вспомнить, что 1929 год (год создания стихотворения) в России принято считать переломным чуть ли не во всех сферах, от политики до культуры. Именно политической атмосферой и объясняется строка про британцев. В то время прошло всего 2 года с момента разрыва дипломатических отношений с Британией («Наш ответ Чемберлену» — фраза как раз с того времени) и вообще, население СССР ожидало скорого начала войны и время было не спокойное.

Таким образом Заболоцкий действительно «чуть-чуть риторично» и довольно таки метафорично выразил в этой части все, что творилось рядом с ним.

Высока земли обитель. Поздно, поздно. Спать пора! Разум, бедный мой воитель, Ты заснул бы до утра. Что сомненья? Что тревоги? День прошел, и мы с тобой — Полузвери, полубоги — Засыпаем на пороге Новой жизни молодой.Колотушка тук-тук-тук, Спит животное Паук, Спит Корова, Муха спит, Над землей луна висит. Над землей большая плошка Опрокинутой воды. Спит растение Картошка. Засыпай скорей и ты!

А вот и третья часть. Зная смысл самой важной — второй части, очень просто понять что хочет сказать автор в последней. Он в общем-то и говорит прямым текстом :

Что сомненья? Что тревоги? та самая точка волнения, когда уже устаешь бояться и переживать, и хочется просто махнуть рукой.

День прошел, и мы с тобой —

Полузвери, полубоги — (и т.д.) — опять очень точная метафора, описывающая состояние общества и его стремления.

Отдельно хочется обратить внимание на самые последние строки, возвращающие нас к началу стихотворения. Но в отличие от вступления, тут мы больше не видим ни ведьм, ни леших и вообще никакого волшебства. Только взрослая констатация факта уставшего человека.

«. тут успокоение, примирение, убаюкивание, засыпанье больного человека.«

Источник

Стихотворение «Меркнут знаки Зодиака»

Поэтика «Столбцов» держится на двух китах: наработанная сумма приемов — абсурдизм и алогизм, ломка классических ритмов и размеров, гротескно выпуклые образы, пародия, скрытое цитирование, нарочито наивный взгляд на вещи, все то, что революционные критики посчитали «инфантилизмом», «циркачеством» и «юродством», — и медленно вызревающие натурфилософские идеи.

Наглядно эти два кита встречаются в примыкающем к «Столбцам» (вошедшем в дополненной и переработанной позднее версии сборника в раздел «Смешанные столбцы») стихотворении 1929 года «Меркнут знаки Зодиака».

Меркнут знаки Зодиака

Над просторами полей.

Спит животное Собака,

Дремлет птица Воробей.

Улетают прямо в небо,

Руки крепкие, как палки,

Груди круглые, как репа.

Ведьма, сев на треугольник,

Превращается в дымок.

С лешачихами покойник

Читайте также:  Знак зодиака по солнечному календарю по дате рождения

Стройно пляшет кекуок.

Вслед за ними бледным хором

Ловят Муху колдуны,

И стоит над косогором

Неподвижный лик луны.

Меркнут знаки Зодиака

Над постройками села,

Спит животное Собака,

Дремлет рыба Камбала,

Спит животное Паук,

Спит Корова, Муха спит,

Над землей луна висит.

Над землей большая плошка

Леший вытащил бревешко

Из мохнатой бороды.

Из-за облака сирена

Ножку выставила вниз,

Людоед у джентльмена

Все смешалось в общем танце,

И летят во все концы

Гамадрилы и британцы,

Ведьмы, блохи, мертвецы.

Кандидат былых столетий,

Полководец новых лет,

Разум мой! Уродцы эти —

Только вымысел и бред.

Только вымысел, мечтанье,

Сонной мысли колыханье,

То, чего на свете нет.

Высока земли обитель.

Поздно, поздно. Спать пора!

Разум, бедный мой воитель,

Ты заснул бы до утра.

Что сомненья? Что тревоги?

День прошел, и мы с тобой —

Засыпаем на пороге

Новой жизни молодой.

Спит животное Паук,

Спит Корова, Муха спит,

Над землей луна висит.

Над землей большая плошка

Спит растение Картошка.

Засыпай скорей и ты!

От музыки нам никуда не деться и здесь — шутливое на первый (да и на второй) взгляд стихотворение стилизовано под колыбельную. Оно вызывает в памяти крылатую фразу «Сон разума порождает чудовищ»: так подписал в конце XVIII века один из офортов серии «Капричос» испанский живописец Франсиско де Гойя. «…Разум мой! Уродцы эти — / Только вымысел и бред» — восклицает лунной ночью лирический герой Заболоцкого. Нежить слетелась на шабаш не на Лысую Гору — в измученное думами и виденьями сознание; то ли чинит бунт против дремлющих сил природы, то ли находится с ними в тайном сговоре. Созвездия Зодиака (в переводе с древнегреческого — «круга жизни») — Овен, Телец, Близнецы и Рак — иронически заменены домашними и понятными «животным Собака» и «животным Паук», «рыбой Камбала» и «растением Картошка». Лешачихи из славянских мифологических лесов обучились модному в 1920-е танцу кекуок. Русалки и сирены, коим полагается куролесить в воде, взмывают в небеса. Людоед ведет себя уж вовсе злобно и неприлично. Впрочем, и британскому джентльмену не пристало ошиваться над окраиной глухого русского села. А «то, чего на свете нет» — весь этот хоровод тварей реальных и сказочных — оказывается одновременно и желанным «мечтаньем», и «безутешным страданьем».

Привычный «школьный» вопрос «что хотел сказать автор?» всегда, мягко говоря, бессмыслен. Потому что мы никогда не знаем наверняка, что именно он хотел сказать (всегда ли автор говорит именно то, что собирался, — совсем другой вопрос).

Мы имеем право только предполагать.

Так, я могу, например, предположить, что стихотворение «Меркнут знаки Зодиака» посвящено любви, ушедшей или уходящей. Действительно — если следовать путем, проложенным венским доктором Зигмундом Фрейдом, то выходки разлетавшихся русалок и людоеда иначе и не истолкуешь. Пляски нежити — взбаламученных мыслей героя — и терзают, и дарят забвение. А выходом из тупика видится лишь крепкий сон под померкшим небосводом. Сон же, как известно всем, — брат-близнец смерти.

Но если любовно-трагическая тема и присутствует здесь на самом деле — то лишь как одна из многих, которые молодой буффонящий Заболоцкий переплел в своем блистательном «вымысле».

Ключ к главной теме стихотворения — думаю, в «заглавном» Зодиаке: круговороте жизни-смерти. Потом этот мотив станет одним из основных в творчестве поэта.

И если смотреть с такой точки зрения, перед нами — «иронический гимн» вечному обновлению.

Смерть, лукаво притаившаяся за спиной близняшки, тут не страшна — она несет не безнадежность, а надежду на возрождение.

И «тук-тук-тук» колотушки ночного сторожа, призывающий ночью к покою, наутро превратится в радостный стук пробивающихся ростков — в весть о появлении «новой жизни молодой», на пороге которой засыпают «полузвери, полубоги» — то бишь человеки. К утру дело и клонится — ведь звезды на небе меркнут перед рассветом. Какими окажутся в новом, очередном цикле имена знаков Зодиака — того знать никому не дано. А не породит ли новых, невиданных чудовищ выспавшийся разум, «бедный воитель», который пока что безуспешно сражается с химерами, аки Дон Кихот с ветряными мельницами, — зависит только от него.

Источник

Оцените статью