Амулеты пермского звериного стиля

Звериный стиль шаманских укаршений

Пермский звериный стиль — название уникального аутентичного стиля, объединяющего художественную бронзовую металлопластику (шаманские ритуальные бляхи, личины, идолы и проч.), созданную ранне-средневековой цивилизацией Урала в период VI—XII веков н.э. Предметы, выполненные в зверином стиле можно увидеть в экспозициях Эрмитажа, Государственного исторического музея, крупных музеев Европы, Азии и США.

Божество на ящере, означающем Нижний мир, обитель мертвых. Ящер проглатывает головы – жизни, затем они в виде рыб-зародышей, а затем голов лосей возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения. Божество регулирует процесс смерти и возрождения.

Исторически и географически сложилось, что в центре Евразии пересеклись три основных пути в Сибирь из Византии, Скандинавии и Ирана, тем самым создав предпосылки для возникновения уникальной древней цивилизации, с ареалом распространения от Камы до Енисея и Оби по лесной и лесо-тундровой зоне Урала. Современные ученые именуют ее ломоватовской и неволинской культурой.

Богиня на коне-лосе. Вверху семь лосиных голов, зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня. Замыкает композицию ребристая линия, знак воды окружающей землю.

Одной из основ цивилизации уральских охотников стала развитая религиозно-магическая система с богатым пантеоном разнообразных богов и духов, воплощенная в удивительных самобытных изделиях металлопластики. На фоне отсутствия письменности, именно в сюжетах ритуальных пластин древние мастера отражали мировоззрение своего народа, зашифровывали свое видение устройства мира и роли человека в нем.

Свернувшийся в кольцо хищник, в центре кольца три человеческие головы, внизу-двухголовый ящер. (Пермский звериный стиль. Бронза, литье.)

Несмотря на боле чем столетнюю историю изучения, пермский звериный стиль до сих пор остается одним из самых загадочных культурных феноменов нашей страны. Известно, что металлургами пермского звериного стиля были женщины, о чем говорят находки разнообразных односторонних и двусторонних литейных форм в женских захоронениях. Ритуальные бляхи и идолы звериного стиля использовались при священных обрядах в качестве культовых предметов.

Трехликий и крылатый человеколось на ящере. / Крылатый человеколось на ящере. / Человеколось на ящере в обрамлении голов жертвенных животных. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Наиболее известным и характерным образом звериного стиля является человеко-лось, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.

Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.

Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.

Человек под сводом из человеколосей на ящере. / Божество в полный рост и два человеколося на ящере. / Человеколоси и человек на головах ящеров. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Божество в окружении лосей — одно из основных божеств бьярмов, создателей пермского зверного стиля. Обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Встречаются амулеты с указанием на его возраст — ребенок. Это видно по фигуре, лицу, по изображению тела «столбиком» словно сразу после рождения.

Манси называли это божество Светлым мальчиком, ханты Мось-хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики. У этого бога было множество имен. Ас-тый-ики почитался в образе семи младенцев, у хантов XIX века считалось, что его родная земля где-то за Уралом (в Предуралье).

Альви с детства отличался необычайным умом и силой, разбил сначала деревянную, затем медную и железную колыбель. Давал умные советы отцу, небесному богу. Едва выйдя из колыбели совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). Стал покровителем людей-лосей.

Читайте также:  Доминик уэбб магнитный талисман доминика уэбба

Ханты говорили: есть много богов с ногами и крыльями, но только Альви «способен удлинить душу маленькой девочки (мальчика)». Способен продлить жизнь человека, послать ему удачу в делах. По некоторым интересным мансийским преданиям Светлый мальчик был создателем земли (из собственных соплей).

Родители с ребенком на ящерах под небосводами из лосиных голов. / Человеческая личина, окруженная стилизованными фигурами лосей. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Альви приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой и т.д. В цикле изображений «святое семейство» показан ребенком с четой небесных богов, своими родителями.

Сила его столь велика, что актеру, изображавшему Альви на праздниках угров, завязывали одну руку. Считалось, что если Альви будет в танце махать двумя руками, то разнесет Вселенную.

В металлопластике пермского звериного стиля часто изображается с родителями, в распространенном сюжете «святое семейство».

Богини.(Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Богини — самые сложные композиции космогонического характера. Демонстрируют веру создателей пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь-матерей. Большинство пластин найдено в районе Чердыни.

Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — лик солнечной богини или орел, или души-птицы, или лосиные головы, далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными, затем граница невидимого подземного мира — конь, медвежата, лоси или гибрид-ящер.

Культ богинь в пермском зверином стиле имеет более древнее происхождение, чем культ человеколосей-птиц. Древнейшие богини на ящере найдены на гляденовском костище, за несколько веков до эпохи расцвета пермского звериного стиля.

У хантов существовал ритуал поклонения богине солнца — Санкэ. После принесения на рассвете в жертву животного (коровы) с первыми лучами солнца жрец рисовал собравшимся кровью круги на лбу. Трехголовая богиня обладает признаками богини солнца, и в то же время атрибутами богини огня. Огонь горит в трех мирах, и эта трехголовая богиня единственная существует в трех мирах сразу. Она напоминает арийского бога огня Агни с тремя головами и солярным знаком. Есть в ней черты и древнейшего божества хантов — Тарэн, богини войны и безумия.

Богини.(Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Образы пермского звериного стиля по сей день сохраняются в фольклоре коми и угорских народов, а его изобразительный ряд — в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты.

Источник

Пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль представляет собой искусство металлического литья. В основе сюжетов которого образы различных животных — лоси, олени, хищные птицы, кони, медведи.

Истоки

Водоплавающие птицы, соболи, фантастические животные. Также солярные знаки (схематичные знаки солнца), многофигурные бляхи — всё это пермский звериный стиль. Обо всех поговорим чуть ниже.

В прошлой статье я писал, что мы посещали пермский краеведческий музей. Там представлены экспозиции пермского звериного стиля. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры был расцвет этого искусства.

Истоками считают каменный век, когда человек осуществил первые попытки отражения окружающего мира. В ранних произведениях можно встретить образы различных животных.

Древний человек верил в связь людей с животными и превращал их в тотемы. Самыми распространенными изображениями животных в сюжетах пермского звериного стиля являются лось, конь, медведь.

Принадлежность человека к определенному роду выражалась в амулетах и символах животных местной фауны. Искусство народов Передней Азии, Сибири, Алтая скифо-сармат оказало определенное влияние.

Ближе всего пермский стиль относится к урало-сибирскому варианту. Отличается лишь широким распространением многофигурных композиций.

Читайте также:  Оберег для огорода от плохих людей

Состоящих из изображений человека и животных, стоящих на ящере. Композиции олицетворяют представления древних финно-угорских племён о вселенной.

Которая в их понимании выглядела как мировое древо, состоящее из трёх вертикальных ярусов. Нижний олицетворяли норные и водные животные.

Средний — наземные животные и люди. Верхний — солярные знаки, птицы. Самым популярным зооантропоморфным (перенесение человеческого образа, свойств на животное) изображением был человеколось.

Изготавливали изделия по разному. Процарапывание, гравировка рисунка; двустороннее, одностороннее, объемное или плоское литье. На поверхность заготовки также напаивали отдельные части.

Многие предметы пермского звериного стиля имели культовый характер. Все остальные защищали от злых духов. Использовали в качестве украшений.

Браслеты, поясные застёжки; пронизки — продырявленные бусины, стеклярусы, камешки, стекляшки для украшения наряда. БОльшая часть предметов пермского звериного стиля находится в составе археологических коллекций пермских музеев.

Вызывают неподдельный интерес у гостей Пермского края, жителей Перми. Являются атрибутами фирменного стиля учреждений и предприятий. Источником вдохновения для творческих личностей. Полем для научных публикаций, исследований.

Солярные знаки

Начиная с бронзового века символами солнца были спирали, круги, кресты, колеса. Больше всего эти символы характерны для бронзовых украшений, амулетов-оберегов.

В прикамских костюмах 7-9 веков нашей эры использовались колесовидные подвески. На внешних краях круга были выступы полукруглой формы.

В центре округлая выпуклость. Солярные знаки в большинстве случаев были похожи на круг с вписанным в него крестом.

Медведи

Самый любимый мотив в пермском зверином стиле могучий медведь. Основой были полукруглые, прямоугольные бляхи. На них было изображения медведя в жертвенной позе.

Между передними лапами лежала голова с рельефными ушами, выразительными глазами. Зауральские племена в 19 веке с традиционным образом жизни проводили праздник.

На котором происходил обряд поклонения медведю. На особый помост помещали шкуру медведя с лапами и головой точно в такой же позе, как на бляхах.

Изображения медведя были на пронизках — прорезных фигурках на костюме. Свидетельством культа медведя является дошедший до наших времён коми-пермяцкий эпос о Кудым-Оше.

Его мать была женщиной, отец медведем. Кудым-Ош справедливый, добродушный. Обучал людей, как добывать огонь, строить избы, плавить металл.

Во втором тысячелетии изображение медведя исчезло с культовых предметов. И стало чаще появляться на обычных украшениях — поясных пряжках, подвесках, металлических ложках.

Водоплавающие птицы

Изготавливали полым литьём на подвесках, пронизках. Древний культ водоплавающей птицы берет истоки с эпохи неолита, прочно связан с тотемами.

Коми-пермяцкие предания, легенды связаны с лебедем «юсь». Птица священная, его нельзя было убивать, использовать в пищу. Почитаема была и утка.

Источник

Металлоискатели в России / Только белая техника!

КОМПАНИЯ

УСЛУГИ

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

Украшения-амулеты. Пермский звериный стиль. Часть 2

Особенные находки. Что попадает под катушку металлоискателя?

Говоря о Пермском зверином стиле (ПЗС), наверное, вряд ли получится дать ему характеристику более яркую и образную, чем это сделал известный русский археолог А.А. Спицын – «Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной стране, сочетавшей тонкую роскошь Сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников».

Вот такое вот впечатление произвело на нашего крупнейшего учёного знакомство с коллекцией древних амулетов-украшений, найденных на территории Пермского края.

У многих людей, в том числе и маститых учёных, собрания изделий ПЗС вызывают подобные чувства. Что и понятно, ведь мастерству древних мастеров литейщиков могут позавидовать лучшие современные художники, работающие с металлом.

Кроме того, Пермский звериный стиль не просто искусство, а целое мировоззрение, воплощённое в оригинальной художественной форме.

Как уже упоминалось ранее, эти предметы с художественной точки зрения сравнимы с образцами Скифского и Сибирского звериных стилей, но при этом совершенно самобытны, к тому же, выполнены не в золоте, а в бронзе. Между прочим, по всей вероятности, как раз бронза являлась для средневекового населения Прикамья особенно почитаемым материалом.

Читайте также:  Чери амулет признаки неисправности датчиков

Бляшки, пронизки, подвески с изображениями лосей, змей, рыб, коней, медведей, птиц и, конечно же, фантастических существ находят при археологических раскопках древних поселений и могильников на территории Прикамья, а поисковикам-кладоискателям эти любопытнейшие артефакты попадаются либо как потеряшки (одиночные находки), либо в составе комплексов (кладов).

Находки поисковиков вполне объяснимы, т.к. некоторые из предметов, безусловно, использовались жрецами-шаманами, и найти их можно лишь на местах древних святилищ, но немалая часть этих вещей служила предкам нынешних коми-пермяков в качестве украшений-оберегов одежды, бытовых предметов, оружия и т.п., соответственно не редко попросту терялась.

Ещё совсем недавно (по историческим меркам), в XIX веке обнаруженные амулеты-украшения Пермского звериного стиля воспринимались исследователями как подтверждение легенд о существовании в древние времена на территории Пермского края и Прикамья загадочной богатой страны – Биармии. Ну а местное население считало их «чудскими богами», далеко не всегда благоволящими к людям и относилось к ним, довольно настороженно наделяя изделия магическими свойствами.

Вот характеристика Пермского звериного стиля, данная одним из основоположников научного изучения древностей Прикамья и Приуралья А.В. Шмидтом – «Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эти фигуры созданы больным воображением исступлённого волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».

Ещё дореволюционный исследователь (и собиратель) Пермского звериного стиля Ф.А. Теплоухов вывел пять групп изображений культового литья – изображения реальных животных и птиц, которые использовались только как украшения; изображения баснословных животных; изображения птицевидных идолов; идолы в виде изображения человека в окружении баснословных животных; антропоморфные изображения.

Конечно, современной науке известно значительно больше типов изделий ПЗС, чем обозначил Ф.А. Теплоухов.

Очень интересный момент относительно баснословных животных Теплоухова.

Ни в одном из известных звериных стилей мира, кроме пермского, нет настолько богатого отображения подземного царства. Среди учёных даже появилось такое определение (устойчивое словосочетание) как «Подземная Пермь». Но до какого-то времени эти изображения непонятных животных считались мифическими.

Вот что писал один из первых исследователей Пермского звериного стиля Д.Н. Анучин — . «можно считать несомненным, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлинённой головой, вооружённой рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытом чешуями и щитками вдоль спины».

Минули десятки лет после написания этих слов, и палеонтологи обнаружили в Прикамье и Приуралье останки ящеров пермского геологического периода с точно такими внешними признаками, которые были описаны Д.Н. Анучиным.

По преданиям коми-пермяков чудь «лазя под землёй наподобие кротов, отковыривала лучшую руду кабаньими клыками» и т.п. Другими словами, древние люди, проживавшие на этих территориях, могли иметь представление о ящерах, вероятно находя их останки во время разработки рудных жил. Только как тогда объяснить бляхи с изображёнными на них ящерами и существами очень похожими на людей (иногда крылатых) сидящими на них?


Божество в окружении человеколосей на ящере.
Пермский край VIII-X вв.



Человек – птица.


Трёхголовая богиня с тремя орлами сверху.
Пермский край.
Бронза, литьё.


Пермский край.
Подвеска в виде всадника на ящере VIII-X вв.


Богиня на коне-лосе.V-VI вв. Верхнее Прикамье.
Бронза, литьё.


Полая подвеска в виде двух всадников на ящере.
Республика Коми VIII-X вв.


Крылатая богиня на пауках VII-VIII вв.
Пермский край.
Из комплекса (клада), считается очень мощным амулетом.

Вот они, настоящие загадки Пермского звериного стиля.

Источник

Оцените статью