Амулеты восточного Лукоморья
Работа посвящена религиозным рерованиям и амулетам самого, подалуй, малочисленного народа мира — уйльта (ороки), проживающего в основном на Сахалине (Ногликский и Поронайский районы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amulety_vostochnogo_lukomorya.docx | 274.31 КБ |
amulety_vostochnogo_lukomorya.rar | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование городской округ «Охинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г.Охи
Амулеты восточного Лукоморья
Гебедюк Анастасия , учащаяся 8в класса
Стрижак Ю.А., учитель истории и краеведения
г.Оха Сахалинской области
Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся, прежде всего, уважать и понимать друг друга. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации. Ведь лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться.
Одной из важнейших задач нашего времени становится развитие диалога между культурами как наиболее благоприятной основы для межэтнических, межнациональных отношений. Равноправный межкультурный диалог смягчает негативные проявления глобализации и способствует преодолению взаимного непонимания людей, принадлежащих к разным культурам, формированию новой культуры отношений, построенных на уважении и толерантности.
Сахалинская область – полиэтнический регион, на территории которого проживает около 100 национальностей, в том числе малых этнических групп. Среди коренных народов Севера Сахалина ороки (уйльта) составляют самую малочисленную группу.
К сожалению, на уроках краеведения даются лишь общие сведения о народах населяющих нашу малую Родину с глубокой древности, а хотелось бы узнать гораздо больше, ведь народ делает историю. Поэтому, я решила расширить свои представления об одном малом народе уйльта, так как именно в малом познается большое.
Объектом исследования выступает этническая группа уйльта Сахалина.
Предметом исследования является традиционная обрядовая система уйльта.
Цель работы: расширить кругозор в области культуры уйльта, определив место и роль амулетов в жизни этого народа.
Исходя из этого определились основные задачи :
- Расширить свои знания о жизни и быте уйльта через анализ и обобщение исторического и этнографического материала;
- Узнать, какую роль играют амулеты и обереги в мировоззрении коренных жителей Сахалина;
- Познакомиться с декоративно-прикладным искусством уйльта.
- Теоретические (анализ и синтез)
- Эмпирические (сравнение)
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что расширив свои знания о коренных малочисленных народах Севера, я познакомлю с результатами исследования и других учащихся. Надеюсь, что использование её в преподавании уроков краеведения, на классных часах, в качестве материала для экскурсии поможет не только лучше узнавать культуру и быт уйльта, но и сформировать уважение к истории и культуре малых народов Дальнего Востока.
При подготовке были использованы архивы Охинского краеведческого музея, материалы Сахалинского областного краеведческого музея, работы Б.Пилсудского, В.Вязовской, В.Косарева, Т.Роон, К.Черпаковой, Л.Миссоновой и др.
«Каждый народ, даже самый маленький, —
неповторимый узор на ковре человечества» (Ч.Айтматов)
Остров Сахалин окутан загадочной тайной, в сущности, так же, как обнимают его бесконечные облака и туманы, скрывая днём яркий свет солнца, а ночью блеск луны, как обнимают его тропические дождливые тайфуны и холодные снежные циклоны. Через завесы таинственности многие исследователи пытались рассмотреть истинную историю и культуру народов, издавна живущих здесь.
Жизнь айнов и нивхов всегда представлялась равно непонятной русским и японцам, которые соперничали за обладание островом и его наследием. Не менее загадочен ещё один народ, известный под разными названиями: ороки, орочены, уйльта. Кто он? Откуда пришёл? Какие традиции объединяют его?
Ороки-ульта – народ-загадка во всех отношениях. Это один из самых малочисленных среди народов Сибири, Севера, Дальнего Востока и вообще среди народов планеты. К концу XIX – началу XX вв., по «Сахалинскому календарю» и другим источникам, их числилось, при весьма неточном учете, от 750 до 800 человек. А в XX столетии эта цифра неуклонно уменьшалась, так что на сегодняшний день их общее число в Российской Федерации всего 346 человек.
Уйльта – это самоназвание народа на их родном языке. Название «ороки» происходит от нивхского «орнышку», айнского «ороцко» и японского «орокко», означающего «олень», равно как и «орочоны» происходит от русского названия народа. Ульта или уйльта происходит от ула, уля, по-орокски значит «олень».
Историческая судьба ороков сложилась так, что, будучи вдали от контактов европейцев с коренными жителями Восточной Азии, они привлекли внимание ученых значительно позже других народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Сохранившиеся сведения кратки, отрывочны, порой противоречивы. Первые русские исследователи Дальнего Востока середины – второй половины XIX и начала XX веков, как правило, ограничивались довольно беглой характеристикой ороков.
Наиболее ранние сведения о происхождении ороков, их хозяйственной деятельности и расселения на территории Сахалина встречаются у японских и русских исследователей XIX в. небольшую главу орокам посвятил в своем описании Сахалина японский путешественник Мимия Ринзо. В отчетах Амурской экспедиции под руководством Г.И.Невельского отражены различные стороны быта ороков, их происхождения. Л.И.Шренк создал классический труд «Об инородцах Амурского края», в котором дал историко-этнографическое описание селений ороков в средней и северной части острова. Интересные сведения об ороках содержатся в работах исследователей П.Глена, И.Полякова, Б.Пилсудского.
Но до сих пор нет монографической работы по этнографии ороков/уйльта, остается много спорных, малоисследованных проблем. И сегодня, как и вчера, исследователи так и сошлись во мнении, откуда ороки появились на Сахалине и почему оказались на его восточном берегу, каково их расово-антропологическое происхождение, в чем суть родственных связей с соседними народами; нет элементарной ясности и в отношении их языка.
В России ороки/уйльта проживают в основном в Сахалинской области (298 из 346 чел. в РФ). Большая часть ороков сосредоточена в трёх населённых пунктах области — город Поронайск, пгт.Ноглики и село Вал (Ногликский район), из которых — 144 человека живут в последнем. Также проживают в пгт.Гастелло и Вахрушев Поронайского района, с.Виахту Александровск-Сахалинского района; пос.Смирных Смирныховского района, в Охинском районе и в г.Южно-Сахалинске.
Исторически существуют две территориальные группы уйльта: северная, доронени («люди, живущие на Севере»), локализованная ныне в Ногликском районе, и южная, суннени («люди, живущие ближе к солнцу»), расселившаяся в Поронайском районе. С разделением острова между Россией и Японией в 1905 году эти группы стали действительно территориально обособленными на протяжении сорока лет: между ними перестали поддерживаться брачные и родственные связи.
Основные занятия уйльта
Уйльта считали себя таёжным народом. Живя всю жизнь в тайге, они великолепно изучили её. Соседние нивхи и айны считали, что уйльта – хорошие охотники, и признавали охотничье мастерство их мужчин.
На основании исследования Б.Пилсудского и других путешественников основными традиционными занятиями являются – оленеводство, летом — добыча морского зверя (нерпа, тюлень), рыболовство, зимой — кочевая охота на пушного и крупного зверя. Южные ороки были оседлы, держали упряжных собак, занимались рыболовством и морским промыслом. Оленеводство ороков промысловое, с использованием оленя в упряжку (зимой) и как вьючное животное, известно доение, мясо домашнего оленя в пищу использовали редко.
Промысел зверя и рыбы, изготовление необходимых для этого орудий, средств передвижения, строительство жилищ – основная сфера деятельности мужчин, хотя и женщины, особенно в рыбной ловле, принимали активное участие. Но на орочанок, как и у всех малых народностей, падала наряду с уходом за детьми весьма трудоемкая работа по домашнему хозяйству: заготовка и приготовление пищи, уборка жилья, шитье одежды и обуви, изготовление утвари, обработка продуктов промысла.
Народные знания уйльта
Народные знания ороков представляют собой одну из подсистем традиционной культуры. Они регулировали жизнедеятельность, формировали духовный мир человека, его психику и мировоззрение.
Фонд знаний о небесных светилах характеризуется точностью наблюдений. Юпитер ороки называли Пуракта , связывали его с искрой, которую высекали при помощи кремня для огнива. Большая Медведица Паула — вешала в два яруса для вяления рыбы, Млечный Путь Одо Хоктони — дедушкина дорога. Плеяды имели два названия: Надаса — семь родственников и Агдимсэ — родственники грома.
Уйльта давно научились узнавать время днём по солнцу, а ночью — по расположению созвездий и восходу планет. По звёздам определяли ход рыбы, время и сроки охоты, у звёзд просили здоровья и благополучия. Созвездия служили своеобразными часами.
Охотники, рыболовы и оленеводы имели своеобразные представления о пространстве и времени. Они свободно ориентировались среди рек и болот, отличались способностью запоминать пройденный путь и выбрать нужное направление на местности. Орокам было знакомо зимнее и летнее солнцестояние. Признаётся, что год делится на четыре времени: тувэ — зима, дува — лето, боло — осень, нэнгнэ — весна и состоит из 12 месяцев. Имена месяцев даются по названиям фенологических явлений или приурочены к определённому времени года хозяйственных работ.
Сутки делили на инэнги (день), сэксэ (вечер), долбо (ночь), гева (за ря) и т.д. У ороков исторически сложилась традиционная система мер. В качестве измерительных инструментов использовались орудия труда: весло, стрела, лук, шест, лыжные палки. Мерой объёма служили короба, вьючные сумки, лодка, амбар; эталонами для измерения длины — маховая сажень да , большая пядь товал , малая пять сиро , самая малая пядь мунгбо (расстояние от конца большого до первого сустава указательного пальца), панала (ширина ладони). Пройденное расстояние в течение дня обычно измеряли количеством выкуренных трубок (в пути через определённые промежутки времени отдыхали и курили).
В.Д.Косарев отмечает, что у ороков прослеживается стройная система обычаев, правил, норм, ограничений и запретов, касающихся земле-, лесо-, водопользования, охоты, рыболовства, морского зверобойного промысла и собирательства. Суть её сводится к двум основным и обязательным требованиям: бережное отношение к экосфере и рациональное использование изъятых из неё продуктов. Нельзя рубить живые деревья на топливо, в лесу возбранялось шуметь, беспокоить животных, вторгаться в места их обитания, особенно в период кладки яиц и выведения молодняка. Охотничье право исходило из уважения к интересам животного мира. Отстрел птиц и зверей бесцельно, ради забавы осуждался. Свод охотничьих правил предусматривал не только ограничения сроков охоты и количества добываемой пищи, но и определённый уход за зверовыми угодьями, режим их покоя и отстрела. Традиционно сложившиеся нормы добычи зверей были ориентированы на минимальный запас дичи, достаточный на ближайшее время. Летом не охотились на оленя и медведя, осуждалось убийство непригодных в пищу птиц — вороны, чайки и др. Таким образом, у ороков сложились устойчивые традиции охраны природы, которые играли важную регулирующую роль в хозяйственных занятиях, оказали заметное воздействие на систему по ведения охотников и оленеводов.
Религиозные верования и обряды
Аборигенное население Дальнего Востока издавна исповедовало ранние формы религии – тотемизм, шаманизм, анимизм, культ предков и т.п. В сознании человека эти формы находились зачастую в причудливом переплетении и в чистом виде практически не встречались и не встречаются. Элементы первоначальных религий обнаруживаются во всех религиях мира.
Одной из составляющих конгломерата религиозных представлений коренных народов региона был тотемизм. В языке одного из североамериканских индейских племен « ототем » буквально означает «его род». Название отражает суть религии – веру в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром.
Каждый род уйльта имел своего покровителя-хозяина – ыдзигы , который всегда помогает опекаемым им людям. «От каждого убитого зверя дают ему кусок сердца в том месте, где упала жертва охотника. Бросая кусок, говорят ыдзигэ баро , т.е. «хозяин, возьми». Этот покровитель летает и ходит по земле, передвигается по воде. Его обыкновенно не видят, и только в случаях, предвещающих какое-либо несчастье, показывается человеку. Появляется, однако, не в своем собственном виде, а приняв вид старухи или медведя, или иного животного». (Б.Пилсудский «Из поездки к орокам о.Сахалина в 1904 г.»)
Коренным народам Дальнего Востока также были свойственны анимистические представления. « Анима » означает «душа». И наивные ороки населяли окружающий мир добрыми и злыми духами, которые помогают или вредят людям. С целью умилостивить духов, им делались жертвоприношения. При всем при этом анимистические представления, связанные с одухотворением природы, способствовали формированию бережного отношения к ней, гармонии с окружающим миром.
Представление о том, что после смерти человека его душа уходит в мир мертвых буни , записаны многими исследователями (Б.Васильев, Б.Пилсудский, Л.Алпатов). Буни находится посередине земли. Где-то на его поверхности существует отверстие, через которое в мир мертвых ведет дорога. Она раздваивается налево – для добрых людей, направо – для злых (здесь мокрая топкая тундра с мошкой).
Уйльта почитали духов-покровителей, духов-хозяев зверей, рек, тайги, сопок, обращались к ним с просьбами о благе, здоровье, об успешной охоте. У них существовал культ морских животных, согласно обряду возвращения главному духу-хозяину, черепа добытых животных бросали в море. Хозяину моря духу Тэуму приносили жертвы весной и осенью. И по сей день оленеводы кормление после очередной перекочевки, ближе к вечеру, обязательно угощают хозяев местности. «Дают гостинец» костру: «Возьми, огонь, гостинец, чтобы нам все хорошо было» (Тава, на-ка. ). Огню можно дать кусок мяса или то, что есть на столе. Еще одного духа местности, которого угощают, называют бока . Ему говорят: «Бока, на-ка» и оставляют на новом месте разломанную папиросу, спички, рис, конфеты; все это кладут где-нибудь под дерево.
Известен у ороков и культ медведя. Пойманного в лесу медвежонка растили в срубе до двух лет, затем устраивали медвежий праздник.
«Медвежий праздник» более распространен среди северных ороков и сопровождался гонками на оленях (верхом и на нарте), турнирами стрелков из лука, метателей арканов, борцов. Национальная борьба мотто очень популярна и сегодня. Во время проведения праздника народов Севера в поселке Вал образуется несколько кругов зрителей в соответствии с возрастными категориями борцов. Состязаются с одинаковым азартом и дети, и старики.
Южные ороки занимались рыболовством и морским промыслом и больше чтили духов моря, в честь которых проводили обряды «кормления».
Так как уйльта/ороки свой род вели от оленя, то помимо промысловых обрядов большое значение имел и имеет до сих пор оленеводческий праздничный комплекс. «Курэй» – праздник оленеводов. « Курэй » означает в переводе с уйльтинского «изгородь». Национальный обрядовый праздник оленеводов справляется на берегу залива Пильтун, что в 70 км от с.Вал – традиционного места встречи пастухов-оленеводов. В конце сезона разведения оленей пастухи считали поголовье, загоняя оленей в изгородь – курэй .
Амулеты народа восточного Лукоморья
Само слово «амулет» происходит от латинского и переводится, как «отражение магии». На сегодняшний день нет точных сведений о том, в какой стране амулет появился впервые. Различные амулеты, обереги и талисманы присутствуют в истории всех странах, просто в одних странах амулетам придавали большее значение, а в других – меньшее.
Нечто наподобие талисманов существовало в Древней Греции. В те времена каждому новорожденному ребенку дарился амулет филактерон, который должен был оберегать жизнь малыша. Подобный обычай имели и жители Древнего Рима, но у них амулеты выглядели небольшими плитами с нанесенными на них различными символами. У египтян также были свои амулеты. Такие амулеты были различного размера и внешне имели вид жука Скарабея, который также присутствует во многих изображениях, сделанных египтянами. А в Индии в качестве талисманов широко применялись раковины каури. Индийцы видели в форме раковины сходство с формой головы змеи с открытым ртом. Бытовало мнение о том, что человек, желающий причинить вред, обязательно посмотрит на эту раковину, и его сглаз не будет нести вреда тому, на кого был направлен.
С древних времен люди верили в магическую силу амулетов. Амулет мог быть в виде небольшого скульптурного изображения или необычной вещи, найденной в природе. Некоторые предметы могли приобретать особую силу в результате попадания в какую-то необыкновенную ситуацию. Человек, владеющий этим особенным предметом, независимо от собственных качеств и способностей становился удачливым, сильным и отважным. Аборигены Севера делали амулеты из дерева, металла, сухой травы и носили их на шее или держали у изголовья. Его никогда никому не показывали. Таким образом люди пытались обезопасить себя от козней злых духов, приносящих болезни и смерть.
По своему назначению амулеты ороков можно разделить на три группы : 1) связанные с промысловым культом, 2) помогающие от различного рода заболеваний и 3) те, которые способствуют благополучию и охранению детей от болезней.
Находясь в полной зависимости от природы, не веря в успех охоты или рыбной ловли, ороки уделяли большое внимание промысловому культу. Перед рыбным промыслом они вырезали из дерева изображение касатки – хозяйки моря – эдэ . Перед выходом на морской промысел или рыбную ловлю изображение «кормили». Также существует амулет – буюн — для удачной охоты. Это деревянная фигурка человека, сидящего на медведе. Она обшита кожей, украшена стружками.
Ороки/уйльта знают также целый ряд талисманов, которые дают удачу в специальных предприятиях и родах деятельности. Называют их баяки . Это всегда предметы, части животных или животные целиком, которые встречаются очень редко. Например: совершенно белый соболь, попавший в петлю дает счастье в охоте на соболя; найденный в желудке оленя мешочек, наполненный чистою какой-нибудь жидкостью, делает счастливым охотника; небольшой шарик из шерсти, встречающийся на теле тюленя, дает удачу в охоте на это животное и т.д.
В количественном отношении преобладают амулеты от различного рода заболеваний. И это вполне естественно. Раньше народы Севера страдали от многих заболеваний: туберкулёза, тифа, оспы, трахомы, глаукомы, желудочно-кишечных. Этому способствовали нищета, антисанитарные условия существования. Эпидемические заболевания уносили целые стойбища. Об этом писали Л.Я.Штернберг и многие другие исследователи Сахалина. Но никакой медицинской помощи народам Севера не оказывалось: ведь на весь Сахалин с его 40 тысяч населения в 1901 году было всего 5 врачей. Ороки, нивхи, эвенки вынуждены были обращаться к шаманам и знахарям, прибегать к жертвоприношениям, заклинаниям, обращаться к покровительству добрых существ и разнообразным охранителям-амулетам.
При расстройстве желудка использовался амулет из двух частей, связанных ремешком – сосо севони . Одна из них фигура человека с полоской головой, большими глазими, ртом и бровями, без рук и без ног. Вторая часть – соединенные «валетом» человеческие головы с нанесёнными на них чертами лица.
При болезни горла использовались амулеты, имеющие вид плетёного воротничка, например: гуси делини , представляющий собой голову орла. При болезни сердца применялся мяван севони – амулет, состоящий из двух вырезных из дерева фигурок человека. Туловище обтянуто тканью, вместо ног изображение сердца.
При болях в пояснице «помогала» согнутая фигурка человека или полоса из ткани с нанесённым на неё орнаментом из стилизованных лягушек и оленей ( дарма-севони ). Есть у ороков и амулет от головной боли — сюнь севони : вырезанная из оленьей кожи фигурка человека в двойном круге.
Есть амулет от болезни живота ( бокко-севони ), который представляет собой целую композицию: вырезанная из дерева небольшая фигура медведя, который стоит на рыбе. Туловище медведя обтянуто нерпичьим мехом и крашено ритуальными стружками инау . Пасть медведя открыта.
Существуют специальные амулеты от кожных заболеваний, чумы, помешательства, зубной боли… Но есть и такие, которые имели универсальное значение, использовались в лечении нескольких заболеваний. Так, мева севони применялась при лечении сердца, головы, ушей, слепоты. Это – вырезанная из дерева фигура человека, у которого вместо ступней – сердце, а на голове две одинаковые фигурки животных, смотрящих друг на друга; туловища их соединены в форме полукруга.
От многих болезней также применялся амулет ыхчы – вырезанное из древа изображение тигра, туловище которого было обтянуто тканью.
Ороки, как и многие народы Севера, проявляли большую заботу о детях. Ведь смертность среди детей была очень высокой. Когда дети тяжело болеют, амулеты вырезают из замши и надевают им на шею. Матери-орочонки, стараясь уберечь детей от злых духов, прятали от «дурного глаза» в своих жилищах амулеты-хранители. Среди них особое место отводилось амулету «Мать двойняшек» ( адо энини ) — изображение фигуры матери и близнецов, завёрнутых в ткань и стружки инау . Такой амулет предназначался для благополучия близнецов.
Для того, чтобы ребёнок спал по ночам, применялся амулет кальдами : фигура человека с конусовидной головой, вырезанная из дерева и обтянутая тканью.
Амулет для охранения новорожденного – чавахта – деревянное изображение трехпалой руки или лапы с согнутыми пальцами. Они подвешивались над люлькой ребенка.
Для того, чтобы мальчик рос здоровым, не болел и стал хорошим охотником и рыболовом, применялся амулет-охранитель – киро одэни тосеки . Он состоит из двух частей – изображение человека, украшенного стружками, и касатки, тело которой одето в нерпичью шкуру. По представлению ороков, изображение человека – это муж, касатки – жена.
Севони (сэвэки) хранились завернутыми в тряпицы в берестяных переметных сумах (хулма). Со смертью человека их хоронили вместе с ним. Севони — это не только упомянутые амулеты, но и бог вообще и посвящаемый ему белый олень в стаде. На этом олене не ездят — такой олень считается залогом оленеводческой удачи.
Отношение к амулетам и оберегам у аборигенов Сибири и Дальнего Востока уникальна. Несмотря на все изменения в социальной, экономической и духовной жизни аборигенных народов, амулеты сохраняли свое значение. Их можно отнести к наиболее важным проявлениям «практической» магии: они постоянно присутствовали в жизни человека, являясь осязаемым и конкретным воплощением тех мировоззренческих установок, которые сформировались в традиционной культуре. Амулеты и обереги органично вписываются в религиозные представления коренных малочисленных народов. Наличие амулетов воспринималось как само собой разумеющееся и в повседневной жизни и в ключевых моментах (рождение, охота, смерть).
Амулеты ороков представляют большой интерес как предметы, связанные с уже отжившими религиозными представлениями народов Севера в далеком прошлом, и являются своего рода памятниками материальной и духовной культуры первобытного общества.
В результате проведенной работы я изучила исторические и этнографические источники по этому вопросу, многое узнала о традициях и религиозных представлениях народа уйльта. Данная работа дала мне возможность узнать много нового и интересного об амулетах и оберегах этого загадочного народа.
Для себя я поняла, что эта тема меня увлекла серьёзно. В дальнейшем я продолжу изучать историю и традиции коренных народов, населяющих Сахалинскую область.
Также планирую на сайте виртуального музея выложить материал об уйльта, провести экскурсию в нашем школьном музее и организовать с младшими школьниками в летнем лагере практическое занятие по изготовлению сэвэки – амулетов «народа Восточного Лукоморья», как назвал их известный этнограф В.Косарев.
Источник