Амулет Самарканда — первая книга в «Трилогии Бартимеуса», лауреата мифопоэтической премии 2006 года [1] .
Содержание
Сюжет [ править | править код ]
Действие книги происходит в «альтернативной» Британии, которой правят маги-демонологи.
Натаниэль, способный ученик волшебника, призывает джинна Бартимеуса и приказывает ему похитить у могущественного волшебника Саймона Лавлейса Амулет Самарканда — древний артефакт, защищающий владельца от магических атак. Бартимеус похищает Амулет, и Лавлейс начинает искать вора по всему Лондону. С помощью гадательного зеркала и джинна, Натаниэль уличает Лавлейса в подготовке государственной измены и хочет его остановить.
Награды [ править | править код ]
A 2004 ALA Notable Book
A 2004 Best Books for Young Adults Top Ten Pick
A Bank Street 2004 Best Book of the Year
A Booklist Top 10 Fantasy Book for Youth 2004
Рецензии [ править | править код ]
Рецензия Бориса Невского была опубликована в журнале Мир фантастики [2] . Книга была высоко оценена рецензентом, в частности, по его мнению, она превосходит любую отдельно взятую книгу о Гарри Поттере. Борис Невский характеризует книгу прежде всего как своего рода роман воспитания — юный Натаниэль, обладая неплохими природными задатками, вырастает в среде где совершенно отсутствует положительный пример для него, и единственый, кто может научить его чему-то хорошему — это вызванный им джин. Невский особо отметил образ джина Бартимеуса, придающий книге определённое юмористическое звучание.
Иван Якшин в «Книжной витрине» отметил социальную составляющую романа, сравнивая описанную в романе «Магическую Британию» романа с Океанией из классической антиутопии Дж. Оруэлла — романа 1984 и Британией из фильма Бразилия 1985 года Терри Гиллиама. Эволюцию главного героя он характеризовал как «медленное, но верное» превращение «талантливого ученик волшебника … в первого ученика подавляющей индивидуальность системы». Также он высоко оценил кинематографический драйв кульминации романа. [3] .
На этот же драйв, наряду с «лихим сюжетом» и «закрученной интригой» обратила внимание и Ксения Молдавская в «Книжном обозрении», которая, впрочем, оценила книгу как «необязательную» [4] .
Василий Владимирский упоминает любителей фантастики, назвавших «Амулет Самарканда» лучшей фантастической книгой для детей, вышедшей в России в 2004 году, однако сообщает, что лично у него книга вызвала некоторое недоумение [5] .
Фильм [ править | править код ]
В 2008 году компания «Miramax» заявила о создании фильма [6] . Также возможен выход графической новеллы по книге.
Источник
Амулет Самарканда — Страуд Джонатан
Амулет Самарканда — Страуд Джонатан краткое содержание
Эта история произошла в Лондоне в начале третьего тысячелетия. Вот только это вовсе не тот Лондон, который мы знаем. Хотя бы потому, что волшебники там — весьма обыденное явление. Равно как и демоны — джинны, бесы, африты и многие другие.
Волшебники призывают демонов и при помощи заклинаний принуждают их выполнять свои приказы. Демонам это, разумеется, совсем не нравится. Так что, когда юный ученик волшебника вызвал джинна по имени Бартимеус, джинн хотел только одного: побыстрее выполнить прихоть хозяина — выкрасть могущественный Амулет Самарканда у другого волшебника — и забыть о настырном мальчишке. Однако все оказалось далеко не так просто…
Амулет Самарканда читать онлайн бесплатно
С каждой секундой становилось всё холоднее. Шторы заледенели, а вокруг люстры образовалась толстая корка льда. Нити накаливания в лампочках съежились и потускнели, а огоньки свечей, торчащих отовсюду, словно поганки, затрепетали и погасли. В комнате потемнело; её заполнило жёлтое, удушливое серное облако, в нем клубились и корчились расплывчатые чёрные тени. Откуда-то издалека донесся многоголосый крик. Что-то с силой надавило на дверь, выходящую на лестничную площадку. Дверь прогнулась внутрь; дерево застонало. По половицам протопали невидимые ноги, а невидимые рты зашептали всякие гадости из-под стола и из-за кровати.
Серное облако сгустилось и превратилось в столб дыма. Толстый столб постоянно выбрасывал тонкие щупальца. Они лизали воздух, словно языки, и тут же отдергивались. Столб завис в центре пентакля, вспенился и устремился вверх, будто дым над извергающимся вулканом. На едва уловимое мгновение всё замерло. Затем среди дыма возникли два жёлтых, широко распахнутых глаза.
Ну захотелось мне припугнуть новичка!
В чем я и преуспел.
Во втором пентакле, расположенном в метре от главного, стоял темноволосый парнишка. Его пентакль был меньше и заполнен иными рунами, чем мой. Мальчишка был бледен как смерть, дрожал как осиновый лист и стучал зубами. Со лба его срывались капли пота, на лету превращались в льдинки и со звоном, словно градины, падали на пол.
Я, конечно, постарался на славу, но толку-то с этого! В смысле — ему же лет двенадцать! Глаза как блюдца, щёки впалые. Пугать до полусмерти тощего пацана — тоже мне удовольствие!
[Примечание: Нет, я знаю, что тут со мной многие не согласятся. Некоторые считают это презанятной потехой. Они без конца совершенствуют ужасные облики, дабы изводить тех, кто их вызывает. Обычно пользы с этого никакой — разве что обеспечишь непрошеного гостя кошмарами на всю оставшуюся жизнь. Но иногда уловка срабатывает настолько успешно, что новичок впадает в панику и выходит из защитного круга. Такой оборот, конечно, нам на руку. Но всё равно дело это рискованное. Частенько они бывают неплохо обучены. И когда подрастают, норовят отомстить.]
Потому я просто парил в воздухе и ждал. Авось ему потребуется не так много времени, чтобы дойти до освобождающего заклятия. А покамест я, чтобы поразвлечься, окружил его пентакль синим пламенем. Огненные языки делали вид, будто пытаются прорваться внутрь и схватить мальчишку. Естественно, исключительно зрелищности ради. Я уже всё проверил и убедился, что печать наложена совершенно правильно. Нигде ни единой ошибки. Увы.
Во всяком случае, похоже было, будто сорванец собирается с духом, чтобы заговорить. Мне так показалось по его дрожащим губам — вроде бы дрожали они не только от страха. Я убрал огонь и заменил его отвратительной вонью. Мальчишка заговорил. На редкость писклявым голосом.
— Я велю, чтобы ты… ты… — Ну, давай же!
— …чтобы ты назвал своё имя!
Да, обычно молодежь именно с этого и начинает. Полная бессмыслица. Он и так уже знает моё имя и знает, что я знаю, что он знает. А иначе как бы он меня вызвал? Для вызова демона необходимы правильные слова, правильные действия и — самое главное — правильное имя. Это вам не такси вызывать — надо чётко знать, кто тебе нужен, иначе ничего не получится.
Я выбрал низкий, звучный, бархатистый голос — такой, который исходит отовсюду и в то же время ниоткуда, и от звуков которого у многих с непривычки волосы встают дыбом.
Пацаненок, заслышав это имя, судорожно сглотнул. Ага, уже неплохо. Значит, не дурак — знает, кто я и что я. И знает мою репутацию.
Он помедлил мгновение, чтобы справиться с накопившейся во рту слюной, потом снова заговорил:
— Я вновь велю тебе ответить: ты — тот самый Бартимеус, которого в давние времена вызвали, чтобы отстроить заново стены Праги?
Нет, парень просто мастер попусту время тратить. Естественно, тогда, в Праге, был я. Кто ж ещё? Я чуток подбавил мощности. Лёд на лампочках пошёл трещинами, словно жженый сахар.
Оконное стекло за грязными занавесками замерцало и загудело. Мальчишка покачнулся.
— Я — Бартимеус! Я — Сакар аль-Джинни, Н’горсо Могучий, Серебряный Пернатый Змей! Я восстановил стены Урука, Карнака и Праги. Я беседовал с Соломоном. Я мчался по прерии с предками бизонов. Я хранил Старое Зимбабве, пока стены не рухнули и шакалы не пожрали его народ. Я — Бартимеус! Я не признаю никаких господ. И потому я, в свой черед, требую ответа от тебя, мальчишка. Кто ты такой, чтобы вызывать меня?
Впечатляет, а? И к тому же всё, от начала до конца, чистая правда, что придает словам ещё больше силы. И вовсе я не хвастался попусту. Просто надеялся, что парнишка с перепугу назовет своё имя — и тогда пусть он только повернётся ко мне спиной, я уж что-нибудь придумаю!
[Примечание: Нет, я, конечно, ничего не мог с ним поделать, пока находился в круге. Но я мог бы потом выяснить, кто он такой, нащупать его слабые места, разузнать какие-нибудь подробности, на которых можно сыграть. Они есть у всех. В смысле, у вас у всех.]
Увы, номер не сработал.
— Я — твой господин, силою уз круга, граней пентакля и цепью рун! Ты будешь повиноваться моей воле!
Выслушивать этот старый вызов от худосочного подростка с его смехотворным писклявым голосом было особенно оскорбительно. Мне захотелось высказать всё, что я о нём думаю, но я поборол искушение и нараспев затянул традиционный ответ. Чем быстрее всё это закончится, тем лучше для меня.
— Какова твоя воля?
Честно признаться, к тому времени мальчишка уже успел меня удивить. Большинство начинающих волшебников сперва присматриваются, а потом уже задают вопросы. Они глазеют на витрины, прицениваются к потенциальному могуществу, но подойти и взять, что хочется, — духу у них не хватает. И вообще нечасто бывает, чтобы такой сопляк набрался наглости вызвать существо вроде меня.
Мальчишка кашлянул, прочищая горло. Его звёздный час настал. Он много лет грезил об этом, ворочаясь в постели перед сном — вместо того чтобы мечтать о гоночных автомобилях или девчонках. Я мрачно ожидал, когда же он изложит свою жалкую просьбу. Ну, и что это будет? Обычно они просят заставить воспарить какую-нибудь вещицу или переместить её из одного угла комнаты в другой. Возможно, он захочет, чтобы я сотворил иллюзию. Неплохая возможность позабавиться. Всегда существует способ истолковать подобную просьбу превратно и вывести просителя из душевного равновесия.
[Примечание: Например, один волшебник потребовал, чтобы я показал ему величайшую любовь всей его жизни. Так я подсунул ему зеркало.].
— Я велю тебе похитить Амулет Самарканда из дома Саймона Лавлейса и завтра на рассвете, когда я снова тебя вызову, отдать Амулет мне.
— Я велю тебе похитить…
— Спасибо, я не глухой.
Я вовсе не собирался хамить. Как-то само вырвалось. Я даже замогильный тон позабыл поддерживать.
— Эй, подожди минутку!
Меня слегка замутило, как всегда бывает, когда тебя отсылают. Гнусное ощущение — как будто кто-то пытается изнутри тебя просморкать дорогу на волю. Если у тебя хватает наглости задержаться, заклинателю приходится приказывать трижды, прежде чем он сможет от тебя отделаться. Правда, обычно мы не особенно упрямимся. Но на этот раз я не сдвинулся с места — два горящих глаза посреди бурлящих клубов дыма.
— Малый, ты вообще понимаешь, о чём просишь?
— Я не стану вступать с тобою в беседы либо споры, не стану играть в загадки либо азартные игры, не…
— Слушай, я и сам не жажду вступать в беседы с тощей недорослью вроде тебя, так что оставь всю эту зазубренную чушь при себе. Кто-то пытается тебя использовать. Небось твой хозяин, да? Какой-нибудь трусливый высохший хрыч, прячущийся за спиной мальчишки.
Источник
Амулет Самарканда
Амулет Самарканда
The Amulet of Samarkand
Обложка оригинального издания
Амулет Самарканда — первая книга в «Трилогии Бартимеуса», лауреата мифопоэтической премии 2006 года [1] . Автор: английский писатель Джонатан Страуд.
Содержание
Сюжет
Действие книги происходит в «альтернативной» Британии, которой правят маги-демонологи.
Натаниэль, способный ученик волшебника, призывает джинна Бартимеуса и приказывает ему похитить у могущественного волшебника Саймона Лавлейса Амулет Самарканда — древний артефакт, защищающий владельца от магических атак. Бартимеус похищает Амулет, и Лавлейс начинает искать вора по всему Лондону. С помощью гадательного зеркала и джинна, Натаниэль уличает Лавлейса в подготовке государственной измены и хочет его остановить.
Основные персонажи
Транскрипция имён дана в соответствии с опубликованным переводом.
Волшебники
Натаниэль (Nathaniel) — 12-летний ученик волшебника. Для окружающих он Джон Мэндрейк (John Mandrake), поскольку истинное имя волшебника должно быть тайной.
Саймон Лавлейс (Simon Lovelace) — беспринципный и безжалостный интриган-заговорщик.
Руперт Деверокс (Rupert Deveraux) — британский премьер-министр.
Джессика Уайтвелл (Jessica Whitwell) — правительственный министр безопасности.
Духи
Бартимеус (Bartimaeus) — джинн 4-го уровня, слуга и помощник Натаниэля.
Симпкин (Simpkin) — демон-фолиот.
Джабор (Jabor) — могучий демон, слуга Лавлейса.
Факварл (Faquarl) — другой демон, слуга Лавлейса.
Рамутра (Ramuthra) — могущественный демон-убийца.
Простолюдины
Китти (Кэтлин) Джонс (Kitty Jones), юная участница Сопротивления тирании волшебников.
Марта Андервуд (Martha Underwood), жена Артура Андервуда, друг Натаниэля.
Награды
A 2004 ALA Notable Book
A 2004 Best Books for Young Adults Top Ten Pick
A Bank Street 2004 Best Book of the Year
A Booklist Top 10 Fantasy Book for Youth 2004
Рецензии
Рецензия Бориса Невского была опубликована в журнале Мир фантастики [2] . Книга была высоко оценена рецензентом, в частности, по его мнению, она превосходит любую отдельно взятую книгу о Гарри Поттере. Борис Невский характеризует книгу прежде всего как своего рода роман воспитания — юный Натаниэль, обладая неплохими природными задатками, вырастает в среде где совершенно отсутствует положительный пример для него, и единственный, кто может научить его чему-то хорошему — это вызванный им джинн. Невский особо отметил образ джинна Бартимеуса, придающий книге определённое юмористическое звучание.
Иван Якшин в «Книжной витрине» отметил социальную составляющую романа, сравнивая описанную в романе «Магическую Британию» романа с Океанией из классической антиутопии Дж. Оруэлла — романа 1984 и Британией из фильма Бразилия 1985 года Терри Гиллиама. Эволюцию главного героя он характеризовал как «медленное, но верное» превращение «талантливого ученика волшебника … в первого ученика подавляющей индивидуальность системы». Также он высоко оценил кинематографический драйв кульминации романа. [3] .
На этот же драйв, наряду с «лихим сюжетом» и «закрученной интригой» обратила внимание и Ксения Молдавская в «Книжном обозрении», которая, впрочем, оценила книгу как «необязательную» [4] .
Василий Владимирский упоминает любителей фантастики, назвавших «Амулет Самарканда» лучшей фантастической книгой для детей, вышедшей в России в 2004 году, однако сообщает, что лично у него вызвала некоторое недоумение явно отрицательное отношение автора к магической сути описываемого им мира [5] .
Фильм
В 2008 году компания «Miramax» заявила о создании фильма [6] . Также возможен выход графической новеллы по книге.