Алла Демидова
Биография
Алла Демидова — советская и российская актриса театра и кино, которая получила широкую популярность благодаря выступлениям в Театре на Таганке и вошла в историю российского искусства как одна из самых стильных актрис. Даже сегодня, когда Алле Сергеевне уже под 80 лет, актриса сохраняет репутацию символа интеллигентности и в какой-то степени остается иконой стиля.
Алла родилась в Москве. Отец актрисы Сергей Алексеевич был родом из семьи золотопромышленников. Сергей Алексеевич погиб на фронте при освобождении Варшавы и дочь практически не сохранила воспоминаний о папе. Вырастила девочку одна мама — Александра Дмитриевна. Женщина работала в МГУ, где занималась экономическим программированием.
Актриса Алла Демидова
Демидова уже в 5-летнем возрасте была уверена, что станет актрисой. Для реализации этой мечты девочка выступала в школьном драмкружке, где играла преимущественно мальчишеские роли. После получения аттестата Алла подала документы в Театральное училище имени Бориса Щукина, но Аллу не взяли из-за плохой дикции – девушка слегка шепелявила.
В расстроенных чувствах девушка поступила на экономический факультет МГУ и всеми силами старалась забыть о детской мечте. После выпуска Демидова даже некоторое время преподавала: вела семинары по политэкономии. Но затем Алла решилась на вторую попытку и стала студенткой Щукинского училища. Хотя и на этот раз дикция актрисы была далеко не безупречной, несмотря на долгие занятия с логопедом.
Театр
Тем не менее, театральное училище Алла Демидова окончила с отличием и получила приглашение в Театр на Таганке. Но она сама стремилась в другой коллектив – в Театр имени Евгения Вахтангова. Второй раз в жизни актриса испытала сильнейшее разочарование: ей снова отказали, как когда-то в приемной комиссии вуза.
Алла Демидова и Александр Яцко в спектакле «Федра»
Пришлось соглашаться на «Таганку». Возможно, именно внутреннее нежелание на тот момент работать с Юрием Любимовым сыграло свою роль, но дебют на сцене в спектакле «Герой нашего времени» оказался настоящим провалом. Такое выступление, естественно, отразилось на дальнейшей творческой биографии актрисы.
После этого режиссер долгое время использовал ее только в массовых сценах. Впрочем, зрители даже в незначительных ролях стали замечать интересную манеру Демидовой, отмечали ее пластику, жесты и взгляд, который Любимов называл «хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах». Благодаря таланту Алла Сергеевна еще до пика своей популярности получала театральные премии за роли в спектаклях «Час пик» и «Гамлет».
Алла Демидова в спектакле «Носферату»
В 1986 году в коллективе театра начинаются разногласия, и Алла Демидова принимает решение покинуть сцену, ставшую родной. Недолго она сотрудничает с Романом Виктюком, а в начале 90-х годов организовывает собственный «Театр А», который специализируется на классике и особенно на античной драматургии.
Фильмы
Кинодебют Аллы Демидовой состоялся в 1957 году. Она снялась в драме «Ленинградская симфония». Но эту работу, как и несколько следующих, сама актриса называет «просто разведкой», так как к кино Алла тогда относилась с подозрением. А полноценным дебютом Демидова считает съемки в биографической мелодраме «Дневные звезды» о ленинградской писательнице Ольге Берггольц.
Алла Демидова в фильме «Щит и меч»
После этого фильма актриса уже снимается много и плодотворно. На ее счету и жизненные трагедии «Ты и я», и детективные истории «Собака Баскервилей», и классические экранизации «Чайка» и «Щит и меч». Особняком в фильмографии Аллы Демидовой стоит фантастическая лента «Бегство мистера Мак-Кинли», где она снова смогла сыграть вместе с любимым партнером Владимиром Высоцким.
Алла Демидова в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»
В 90-е годы Алла попала в число артистов, которые не очень много снимались в период кризиса отечественного кино. Роли ей предлагали, но играть матерей новых русских ей было совершенно не интересно. А вот в 21 веке картины с участием Демидовой стали снова появляться на экранах. Прежде всего, нужно обратить внимание на ее роль состоятельной вдовы из мелодрамы «Настройщик», трагикомедию «Русские деньги», являющуюся экранизацией пьесы Александра Островского, и комедию Киры Муратовой «Вечное возвращение». В этом фильме партнером актрисы стал легендарный Олег Табаков.
Личная жизнь
Алла Демидова – одна из самых таинственных актрис прошлых поколений. Алла Сергеевна — строгая женщина, к которой часть коллег элементарно боится лишний раз обращаться. Что же говорить о поклонниках-мужчинах, которые часто просто пугаются духовной силы этой удивительной актрисы.
Тем не менее, с собственным единственным мужем Алла Сергеевна прожила более пятидесяти лет. Супруг актрисы тоже весьма знаменитая личность. Владимир Валуцкий знаком кинолюбителям как автор сценария знаменитых картин «Зимняя вишня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Адмирал» и других.
Владимир Валуцкий и Алла Демидова
Сама Демидова не считает собственную личную жизнь слишком счастливой, ведь супруг не раз увлекался другими женщинами и даже имел вне брака дочь Александру от актрисы Надежды Репиной. Но Алла прощала измены и сохранила семью вплоть до смерти мужа, хотя собственных детей, к сожалению, так и не родила.
Сегодня поклонники актрисы яро обсуждают, делала Алла Демидова пластические операции или нет. Актриса выглядит молодо и модно, и часть телезрителей уверена, что без эстетической медицины дело не обошлось, но сама артистка никак не комментирует этот вопрос. Но как бы не произошли такие изменения во внешности актрисы, поклонники сетуют, что в итоге Алла Демидова лишилась собственной индивидуальности.
Алла Демидова сейчас
В 2016 году Алла Демидова стала лауреатом премии «Звезда Театрала» в почетной номинации «Легенда сцены».
В июне 2017 года Алла Демидова появилась в роли Бабы-Яги в драме «Мешок без дна», премьера которой прошла на Московском Международном Кинофестивале. Фильм снят по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще».
Алла Демидова в фильме «Мешок без дна»
Фильм снят по структуре картины в картине. Действие первого слоя разворачивается, когда страной правит русский Император Александр II. Фрейлина княжеского двора рассказывает сказку, в фантастическом мире которой и происходит главный сюжет о мистическом убийстве Царевича в лесу. События из рассказа фрейлины якобы происходят в 13 веке и фокусируются на показаниях очевидцев преступления, чьи слова отличаются от произошедших вещей.
16 ноября 2017 года актриса стала гостьей студии телепередачи «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым, где поделилась с телезрителями подробностями собственной жизни.
24 ноября Алла Демидова получила гран-при премии журнала «Сноба» «Сделано в России-2017» за Кирилла Серебренникова.
Сам художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников в это время оказался под домашним арестом. Кирилла Серебренникова обвиняют в организации хищения 68 миллионов рублей, выделенных основанной художественным руководителем «Седьмой студии» из бюджета на создание проекта «Платформа». Алла Демидова произнесла по этому поводу речь, в котором назвала происходящее трагической ошибкой.
28 и 29 ноября в БДТ имени Товстоногова прошел спектакль «Анна Ахматова. Поэма без героя» в постановке знаменитой актрисы Аллы Демидовой и режиссера Кирилла Серебренникова, в которой сыграли актеры «Гоголь-центра». Постановка приурочена к фестивалю «Золотая маска».
Спектакль создан по стихам Ахматовой, отрывкам «Реквиема» и «Поэмы без героя», а также по книге Аллы Демидовой «Ахматовские зеркала», изданной в 2004 году.
Алла Демидова
Визуальная составляющая новой постановки взята из идей, высказанных в книге Аллы Сергеевны: эхо, появление в зеркалах двойника, обрывки бумаг, тени и образы тех, кто стал частью «Поэмы» Ахматовой.
Также стоит упомянуть, что книга, посвященная творчеству Ахматовой, не единственное литературное произведение авторства актрисы. Тридцать лет Алла Сергеевна уделяет внимание литературному творчеству. Из-под пера актрисы вышло 14 книг, в которых Алла Сергеевна вспоминает былое и размышляет о театральной жизни и актерском мастерстве. В 2016 году Алла Демидова издала книгу «Ностальгия – это память» и написала предисловие и составила сборник из стихов Анны Ахматовой «Дикий мед». Последними книгами Аллы Демидовой на сегодня стали «Итальянские путешествия» и «Мой Высоцкий».
Источник
Алла Демидова
Имя: Алла Демидова (Alla Demidova)
Отчество: Сергеевна
День рождения: 29 сентября 1936 (84 года)
Кто родился в этот день: 13 чел.
Место рождения: Москва
Вес: 75 кг
Карьера: актриса
Фото: Алла Демидова
Биография Аллы Демидовой
Детство
Алла Сергеевна Демидова родилась в Москве. Сергей Алексеевич, ее отец, был по происхождению легендарным золотопромышленником, что сослужило ему в молодой Советской республике не очень хорошую службу – в 1932 году он был репрессирован. Однако вскоре наступила одна из «оттепелей» для репрессированных, и Демидов попал под амнистию. Своего отца Алла почти не помнит – ей не было и пяти лет, когда он ушел добровольцем на фронт. С войны отец так и не вернулся – в 1944 году при штурме Варшавы он погиб.
Во время войны девочка жила во Владимире, у бабушки. С Победой воспитание Аллы вновь взяла на себя мать – Александра Дмитриевна. В то время она была лаборантом на экономическом факультете МГУ им. Ломоносова, а позже стала младшим научным сотрудником кафедры кибернетики и экономического программирования.
Уже в возрасте пяти лет Алла Демидова мечтала стать «великой актрисой». Эти два слова она всегда произносила слитно, и они стали ее шутливым прозвищем в семье. В школе Алла, конечно же, играла в спектаклях. Однако женские роли будущей звезде не доставались, ее амплуа в школьном кружке были роли «Бакул-бобылей». Не став с этим мириться, девочка подготовила собственную программу, в которую вошли отрывки из «Анны Карениной» и монолог Катерины («Гроза», Островский).
Старшие классы школы Алла провела, занимаясь в драматическом кружке. Руководителем его была Т. Щекин-Кротова, игравшая в то время главную роль в постановке «Ее друзья» А. Эфроса. В том же спектакле играл начинающий тогда Ефремов. Его роль молодого стеснительного сибиряка покорила девчоночьи сердца, в том числе и Демидовой. Школьницы постоянно бегали в Центральный детский театр на постановку, в которой играла их руководительница.
Первые шаги к мечте
Демидова поступила на экономический факультет МГУ, окончив его с отличием в 1959 году. Став соискателем ученой степени, Алла начала преподавать в университете – читала семинары по политэкономии для студентов-философов.
Любовь к театру не охладела – на третьем курсе Демидова попала в Студтеатр МГУ. Там же была сыграна ее первая заметная роль – Лида Петрусова в постановке «Такая любовь» Ролана Быкова (по произведению чеха П. Когоута). Вскоре Быков уехал на время в Ленинград, и руководство театром принял на себя Л. Калиновский. Получив роль в его спектакле «Здравствуй, Катя!», Демидова поехала в первые свои «гастроли» — постановку повезли на целину, ставя на подмостках сдвоенных грузовиков.
Вскоре Алла Демидова поступила в студию при театре Ленкома, откуда вскоре была исключена по причине «профнепригодности». Демидова возвращается в Студенческий театр и предпринимает еще одну попытку поступления в «Щуку».
Вторая попытка оказалась более успешной – в Щукинское училище Демидова поступает, хоть и «условно» — дикция, несмотря на многочисленные занятия с логопедом, так и осталась «непригодной».
Актерская карьера
Первый курс «Щуки» запомнился Демидовой спектаклем «Гибель богов» театра им. Вахтангова. Вместе с двумя сокурсницами Демидова изображала «шоу-герл», танцуя в купальнике. Рубен Симонов, ставивший пьесу, каждую репетицию начинал с этого танца, и всякий раз говорил: «Аллочка, по вас Париж плачет!». Все смеялись.
Тогда казалось совершенно нормальным все это – и танцы в купальниках в кабинете Симонова, и приглашения к нему домой, в театр, рассказы Рубена Николаевича о своей жене.
В тот же год Демидову заметил бывший тогда в Москве с гастролями Жан Вилар.
Сильно повлияли на становление манер и пластики Демидовой ее преподаватели А.В. Брискиндова и В.Г. Шлезингер.
Вскоре состоялся и дебют Демидовой в кино. Это была «Ленинградская симфония» З. Аграненко, вышедшая на экраны в 1957 году.
После чего было еще несколько ролей в массовках или малозаметных эпизодах второго плана — «Девять дней одного года», «Что такое теория относительности», «Комэск».
Окончив с отличием Щукинское училище в 1964 году, Демидова успешно защитила дипломную работу – роль госпожи Янг в «Добром человеке из Сезуана». Эта постановка Юрия Любимова положила начало театру на Таганке.
Роль была простейшей – Демидова выходила на сцену и делала жест рукой, но жест этот запоминали все. Играя далеко не главную роль, Демидова сумела заставить зал запомнить из всей постановки именно госпожу Янг.
Окончив Театральное училище, Демидова сделала попытку пойти в Вахтанговский театр, самоуверенно придя на пробу без подготовки. Попытка провалилась, Демидова снова вернулась на «Таганку», однако ей там не нравилось. Интуиция заставляла искать что-то другое, свое… Попытки поиска продолжались – Алла участвовала в постановках Театра им Маяковского, провела там месяц и, разочаровавшись, снова вернулась к Любимову в «Таганку».
В театре на Таганке Демидова дебютировала в роли Веры в лермонтовском «Герое нашего времени». Дебют обернулся катастрофическим провалом и долгое время после этого Алла играла «на износ» в массовке и маленьких эпизодах. Позже Любимов стал давать ей главные роли, Демидова оказалась самой преданной ученицей талантливого режиссера.
В 1966 году неожиданно Демидовой предложили главную роль в «Дневных звездах» И. Таланкина. Эта экранизация автобиографии Ольги Берггольц принесла славу Демидовой. После этой поэтической и жуткой одновременно картины игра Демидовой была оценена по достоинству. Роли в кино посыпались на актрису, кинокритика оказалась к ней благосклонна. По итогам голосования читателей журнала «Советский экран» Алла стала самой перспективной актрисой 1968 года.
Тогда же первые роли стали доставаться Демидовой и у Любимова на Таганке. С середины семидесятых, несмотря на то, что Демидова становится одной из ведущих актрис Таганки, она остается неудовлетворенной своей актерской судьбой. Вместе с Высоцким они задаются целью найти постановку «на двоих». Активные репетиции «Крика» Уильямса и «Федры» Жана Расина не получают продолжения – Высоцкий умирает. Смерть своего друга и сценического партнера Демидова переживает очень тяжело.
Демидова продолжает оставаться во многом «культовой» киноактрисой («Шестое июня», «Иду к тебе», «Чайка», «Дети солнца»). Роль Марии Спиридоновой в «Шестом июня» приблизила Демидову к трагедии, передаче фантастичной одержимости идеей, непреложной уверенности в правоте. Все эти черты были мастерски переданы Демидовой.
Однако раскрыть свой талант по-настоящему Демидова не может ни в театре, ни в кино. Демидова так и остается «одной из самых невоплощенных в экранном пространстве» («Новейшая история отечественного кино»).
В «Таганке» наступили кризисные годы – частая смена руководства, смерть Высоцкого, Анатолия Эфроса. Демидова сотрудничает с Романом Виктюком, результатом которого становится постановка «Федры» по М. Цветаевой. Ведутся переговоры с французским режиссером Антуаном Витезом и о «Федре» Расина, но вот уже второй раз проект оканчивается смертью – на этот раз погибает Витез.
Гастроли на Западе Демидовой с «Федрой» Виктюка делают Аллу образцом современной русской актрисы и звездой театра в европейской и американской критике. В России же Демидову продолжают считать «холодной», «интеллектуальной», обвиняют в формализме.
Демидова возвращается на Таганку и остается в ней до самого раскола театра.
Театр «А» и наши дни
В 1993 году Алла основывает свой театр «А» и сотрудничает с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом.
Кинороли этого периода невелики и кажутся отдельными отточенными произведениями в канве картины. Они трагичны, эксцентричны и гротескны.
Источник