Алхимическое Таро
Алхимическое Таро является творением международно известного художника Роберта М. Плейса (Robert M. Place). Создание этой колоды началось с озарения, что символические образы в алхимических текстах возможно соотнести со стандартными Арканами Таро. Первое издание «алхимического Таро» вышло в 1995 году и являлось результатом 8 лет исследования алхимических и герметических текстов. Третье издание 2012 года отличается дизайном карт и наличием двух вариантов Аркана «Влюбленные» (один из них не прошел цензуру в первом издании). Особая притягательность этой колоды заключается в её способности выступать в качестве инструмента общения с нашей внутренней мудростью. В рисунках этой колоды карт нет ни одного случайного элемента, каждый символ выполнен в строгом соответствии со средневековыми алхимическими трактатами и может читаться на любом уровне, от новичка до мастера. Колода Алхимического Таро является удивительно доступным введением в историю алхимии, и мы можем проследить ее влияние в области философии, метафизики и научного метода с древнейших времен до настоящего времени. Алхимия является предвестником современной медицины и науки, но в отличие от современной науки, алхимия признает, что мир жив, и что он имеет цель. Эта цель разделяется всеми компонентом мира, включая нас самих. Цель может быть определена как эволюция в направлении более высокого состояния. Цель алхимии заключается в том, чтобы ускорить эту эволюцию, создавая мистический агент или катализатор, известный как философский камень.
Символы в колоде
Как и в каждой колоде, а Алхимическом Таро содержится свой набор символов, который позволяет её прочитать, даже если мы не помним подробного значения каждой карты. В данном случае задача упрощается тем, что символы колоды практически полностью соответствуют традиционным алхимическим. Символизм в алхимии играет особую, если не главную роль. Посредством символов происходила непосредственная передача мистического опыта и одновременно символ служил для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных (и особенно от инквизиции).
Алембик – аппарат, состоящий из сосудов, расположенных друг над другом и соединенных для осуществления медленной возгонки (арканы XVI, 10 кубков).
Ангел – символ возгонки или вознесения изменчивого принципа (VI, XX, Королева мечей).
Атанор – печь алхимика, позволяющая точно регулировать и длительно поддерживать необходимую температуру (XVI, 10 кубков).
Ворон – одна из первых стадий Работы: гниение (XIII, IX).
Волк – символ сурьмы (7 жезлов, 9 жезлов).
Голубь – стадия альбедо, отбеливание (Tуз мечей).
Гора – Очаг Философов, атанор. Вершина Философского Яйца (III, IV,IX, XIV, 4 мечей, 7 мечей, 9 кубков, 10 мечей, Король Монет).
Змей – имеет то же значение, что и Дракон. Три змея означают три Принципа: Соль, Серу и Меркурий. Два змея на Кадуцее: Сера и Меркурий Мудрецов. Змей с крыльями: Летучесть. Без крыльев: Устойчивость.
Животные – символизируют элементы: Землю (лев, бык), Воздух (орел), Вода (рыба, кит), Огонь (дракон, саламандра). Если в герметическом рисунке появляется земное животное вместе с воздушным животным, тогда они означают соответственно устойчивое и изменчивое.
Дракон – Философский Меркурий. Дракон, кусающий свой хвост, – первоматерия. Дракон в огне: символ Огня. Борьба множества драконов: гниение. Дракон без крыльев: селитра. Дракон с крыльями: летучее вещество (XV, Рыцарь мечей, Король Жезлов).
Корона – символ химической царственности, совершенства металлов. (Король Монет)
Лев – символ устойчивого. С крыльями: Летучее, Меркурий. Зеленый Лев также символизирует минерал (или зеленый купорос), из которого извлекается масло купороса (серная кислота). Красный лев – киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, свинцовый глет, сурик (XI, 2 монет, Король Монет).
Лиса – красная сера (7 мечей).
Меч (шпага, коса) – символ Огня, нагревание (VII, VIII).
Море – символ стихии Воды.
Орел – Символ летучего вещества, а также кислот (IV, 2 монет, Король мечей).
Птицы – воспаряющие в небо: улетучивание, вознесение, возгонка. Стремящиеся к солнцу: осаждение, сгущение.
Роза – означает красный цвет, символ последней стадии Работы. Красная и белая розы: объединение устойчивого и летучего, Серы и Меркурия (XXI, 2 кубков, 3 мечей).
Саламандра – символ Огня. Иногда означает красный цвет, конечную стадию Работы (Туз жезлов).
Священник – благословляющий мужчину и женщину, или короля и королеву, символизирует Принцип Соли (V).
Скелет – символ золы (XIII, XX).
Сова – первоматерия (2 мечей)
Солнце – иногда обозначает обычное золото, подготовленное к Работе; иногда – Серу Мудрецов (XI, XIV, XVII, XIX, 2 монет).
Феникс – символ красной стадии Работы. Это также Философская Сера и Меркурий Мудрецов, объединенные и соединенные на последней стадии Работы (10 жезлов).
На рубашке карт изображен квартенер стихий, а также Солнце и Луна, что должно напоминать нам, что любой процесс или явление имеет мужские и женские качества и отличается от другого лишь строго индивидуальным соотношением четырех первоэлементов.
Карты Старшего Аркана в Алхимическом Таро разделены на три группы по 7 карт в каждой. В основе данного разделения лежит принцип Звезды Магов.
Первая группа состоит из семи сочетаний по кругу между соседними планетами. Это «халдейский порядок» небесных тел, основанный на возрастании скорости по отношению к «неподвижным» звездам. Луна движется быстрее остальных, далее следуют Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Если этим планетам сопоставить металлы, как это делалось в древности, то можно заменить, что полученный ряд, за единственным исключением, соответствует ряду электропроводности металлов:
Из данной последовательности выпадает Ртуть, но она также является исключением и по ряду других характеристик, например, это жидкость, а остальные металлы – твердые тела.
Арканы с I по VII представляют цикл Серы (Сульфура) – формирования мужского, активного, солнечного начала. Сера, согласно алхимической теории, придаёт металлам цвет, горючесть, твердость, способность к соединению. «Так знай же, что сера есть огонь, то есть Солнце» – трактат 1566 г. Ars chemica. Огонь – один из основных Элементов в Алхимии. Сера – это Душа всего сущего. На языке современной психологии Сера – это фактор мотива в сознании, активный движущий принцип, динамизм бессознательного, тяга к познанию.
Когда вы видите пустые глаза обывателя, живущего по принципу «родился сам – помоги другому» и удовлетворению желудочно-кишечного тракта, то в них нет ни огонька, ни искорки – там отсутствует элемент Огня, сущность Серы. Как писал Шри Ауробиндо: есть только две формы жизни – горение и гниение.
Вторая группа – это семь сочетаний по лучам (через две планеты). Она связана с принципом времени, и устанавливает управление днями недели.
Арканы с VIII по XIV представляют цикл Ртути (Меркурия). При плавке все металлы похожи друг на друга и в особенности на жидкий металл – ртуть. Поэтому ртуть и считается носителем типично металлических свойств – цвет, блеск, ковкость. Ртуть всегда рассматривается в качестве принципа пассивного, лунного или женского начала. Это универсальный Дух, или жизненная сила, пронизывающая всю материю, и заставляющая её развиваться и совершенствоваться во времени. В психологии Ртуть связана с восприятием, пониманием и памятью.
Источник
Алхимическое Таро Роберта М. Плейса. Старшие Арканы
Неожиданно стал владельцем раритета. Стоило закончится тиражу колоды, как я осознал, что неплохо бы познакомиться с ней поближе. Спасибо «Солнечному Ветру» и его запасам.
Посидел, перевел под пиво сопроводительную книжицу. Итог посиделок под катом. Кроме тарологов, оно навряд ли кому интересно, но если вдруг — то милости просим.
По традиции, мои благодарности annablaze за консультации.
Предисловие Роберта М. Плейса
В августе 1987 года, во время Гармонической Конвергенции, я изучал алхимический образ Философского Камня, этой мистической цели работы алхимиков, и на меня снизошло озарение. Казалось, этот символ открыл в моем сознании некую тайную дверь, и в этот миг я увидел, что алхимическое Великое Делание и история, которую рассказывают карты Таро, взаимосвязаны между собой. Я сразу же взял свой экземпляр «Психологии и алхимии» Карла Густава Юнга, и начал делать пометки на полях там, где речь шла об алхимических образах, сравнивая их с картами Таро. Это было началом процесса, занявшего несколько лет. Плодом этого озарения и работы стало «Алхимическое Таро», впервые опубликованное Торсонами в Англии, в 1995 году.
В этом новом издании изображения были улучшены и столбцы, обрамлявшие исходно карты, были убраны. Изображения стали крупнее, они больше заполняют площадь карты. В соответствии с явной природой алхимического символизма, изображение Влюбленных стало откровеннее, чем та подвергшаяся цензуре версия, которую опубликовали Торсоны. В этом издание представлены обе версии Влюбленных.
Карта «Дурак» и козыри Алхимического Таро соотносятся с алхимическими материалами или процессами, являющихся частью Великого Делания (Magnum Opus) алхимиков, приводящего к созданию Философского Камня – мистического катапизатора, преобразующего все, чего он касается,в наивысшую форму. Состоящий из таинственного пятого элемента, он может вылечить любую болезнь, сделать из свинца золото, и превратить обычного человека в просвещенного с карты «Мир». Четыре важнейшие масти связаны с четырьмя алхимическими элементами: Землей, Водой, Воздухом и Огнем, и каждый из этих элементов в свою очередь связан, согласно К.Г. Юнгу, с одной из четырех функций сознания: ощущениями, интуицией, мышлением, и чувствами соответственно. Таким образом, женские элементы совпадают с пассивными наблюдательными функциями: ощущениями и интуицией, а мужские элементы совпадают с активными функциями, связанными с принятием решений: мышлением и чувством
Алхимическое Таро: Ключ к значению карт
Дурак и Козыри алхимического Великого Делания
Дурак — Алхимик в начале работы — с завязанными глазами, он эквивалентен невежде — это кроткий новичок, и кролик — его проводник.
I. Маг — Гермес, бог Алхимии и Материя Великой Работы, содержащая все четыре элемента — гонец, демонстрирующий «что наверху, то и внизу», указывающий путь с небес на земле. Под его рукой знак Меркурия.
II. Верховная Жрица – Элементы начинают разделяться – она представляет собой Воду, Эзотерическую Духовность, интуицию, тайну, или то, что нельзя выразить словами – на ее книге изображен треугольник Воды, но его цвет — это цвет Огня.
III. Императрица – это Белая Королева и Земля; чувственное влечение, плодородие, женственность.
IV. Император — Красный Король & Воздух; мышление, интеллект, власть, мужественность.
V. Иерофант — Огонь, Экзотерические Духовность и Гермес Трисмегист, держащий Изумрудную скрижаль, где слева изображены женские символы, а справа — мужские; то, что можно сказать, чему можно научить и что можно обнародовать — баланс, мораль.
VI. Поцелуй Влюбленных – Прелюдия любви – элементы воссоединяются в Малой Конъюнкции; секс, влечение, объединение, партнерство.
VI. Соитие Влюбленных — акт любви — тот же самый, что и выше, но более активный.
VII. Колесница — Сублимация – колесо с внутренним солнцем – это цель возницы, в колесе, слева направо, три символа: Сера, Соль, Ртуть (3 алхимических эссенции и 3 части Колесницы); скорость, нетерпение, путешествия.
VIII. Правосудие –Диспозиция– печь соединяет с Небесами символ купороса (тайного огня), изображенный на рукояти меча; процесс взвешивания, правда, равновесие, справедливость.
IX. Отшельник – Экзальтация — алхимик идет по следам Мировой Души (Anima Mundi) , с Уроборосом (змеем времени) и вороном Нигредо(1-ого черного этапа Делания); медитация, одиночество, внутренние указания
X. Колесо Фортуны – Фиксация и Волатильность — красный цвет – мужское и установившееся, белый — женское и нестабильное; судьба, преобразование, изменение.
XI. Сила — Ферментация- женская добродетель контролирует зеленого льва (разрушительный аспект Меркурия); контроль через любовь, самоконтроль, дисциплина.
XII. Повешенный – Кальцинирование — змей на карте — это Меркурий; готовность жертвовать, страдание, утрата денег или положения.
XIII. Смерть – Путрификация — темный сосуд Нигредо; конец чего-либо, распад.
XIV. Умеренность – Дистилляция – итог процессов испарения и осаждения и выращивание розы совершенства; здоровье, красота, равновесие, своевременность.
XV. Дьявол — Коагуляция — красный дракон — это дьявол, и гермафродит, образованный королем и королевой, у него в плену; беда, порок, рабство, ад.
XVI. Башня – Великое Разделение красного и белого — начало Альбедо (2-й белой стадии); разрушение, разделение, внезапное изменение, божественное вмешательство.
XVII. Звезда — Пурификация — Сирена Философов, дарующая кровь (страдание) и молоко (воспитание), над ее головой лестница планет, — мир вне алой крови страха и белого молока надежды; спокойствие, понимание, подъем.
XVIII. Луна — Диана с борзыми, Белый Камень; отдых, отступление, выжидание, подготовка, мечты.
XIX. Солнце – Великая Конъюнкция — Цитринитас (Третья желтая стадия); духовная любовь, родственные души, брак, просветление.
XX. Суд — Возрождение — череп с пшеницей символизирует жизнь из смерти; обновление, исцеление, снятие блоков, воспоминания о прошлом.
XXI. Мир — Цель Делания, Философский Камень, Красной эликсир — женщина как Квинта Эссенция (5-й элемент) и Мировая Душа (Anima Mundi); благо, внутренний проводник, объект наших поисков.
С картами можно познакомиться, к примеру, здесь
И вангую, что вскорости мне предстоит снова погрузиться в алхимические глубины Карла нашего Густава Юнга.
Источник
Алхимическое Таро Роберта Плейса. Alchemical Tarot: Renewed. Robert M. Place
Роберт Плейс — художник, посвятивший большую часть жизни исследованию системы Таро. Результатом многолетних изысканий стала колода Алхимическое Таро и книга «Алхимия и Таро», которые являются единым инструментом для погружения в тайные смыслы арканов.
Согласно Плейсу, Таро разрабатывалось как средство выражения герметической философии и вместилище алхимических символов. Например, Старшие Арканы Таро рассказывают историю мистического восхождения, аналогичного Великому Деланию, а четыре масти символически связаны с четырьмя элементами, принятыми в алхимии. Также тут и там в сюжетах таро скрываются мотивы алхимических превращений, о чем Плейс подробно рассказывает в своей книге.
Некоторые особенности колоды:
- 79 карт (две карты Влюбленных: Поцелуй и Соитие);
- аркан Мир представляет собой Философский Камень (также известный как Красный Камень);
- четыре масти связаны с четырьмя стихиями (Земля, Воздух, Огонь и Вода) и четырьмя юнгианскими функциями сознания (ощущение, мышление, чувство и интуиция);
- карты двора: Леди, Рыцарь, Королева и Король.
С художественной точки зрения Алхимическое Таро Роберта Плейса обладает живой связью с традицией средневековья и ренессанса. Карты напоминают искусно выполненные гравюры старых мастеров, но при этом их колористическое решение и сюжеты современны. Поэтому колода будет интересна любителям искусства, теоретикам и историкам таро.
Технические характеристики: плотный картон, яркая печать, матовое покрытие и роскошный золотой срез. Коробка обтянута тканью.
Очень красивая и качественная колода! Карты с золотым срезом — это стало приятным сюрпризом, так как нигде об этом не было написано. Также к картам идёт красивая коробочка, очень приятная наощупь. Очень довольна заказом. Спасибо!
Источник