«Девятая рота»: цвет запекшейся крови
На экранах – фильм Федора Бондарчука «9 рота». Плоские охристые горы – будто кулисы: не знаешь, что появится оттуда в следующую секунду.
Театр военных действий – Афганистан, время действия – последние месяцы девятилетней войны СССР с этой страной. В основе – реальные события. В девятую роту 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка отправляли «некондиционных» – хулиганов и социально сомнительных. Безбашенные «штрафники» совершали воинские подвиги – и наибольшее число Героев Советского Союза за «выполнение интернационального долга ограниченным контингентом войск» оказалось оттуда.
Война была позорной, а люди гибли всерьез. Около 14 тысяч убитых, не знаю, сколько раненых. И сколько там вообще их мучилось – наших завоевателей в Афганистане, который никогда никем не был завоеван. Что по обязанности подчеркивает в «9 роте» капитан в учебке. Урок не может быть впрок: Политбюро всех послало, «Служим Советскому Союзу!».
О той войне вышло три запомнившиеся картины.
«Афганский излом» (1991) Владимира Бортко так и остался одним из первых российских (нового времени) военных бевиков, не более. Ну какой из итальянца Микеле Плачидо майор Бандура в Афгане? Ложь, и все.
А вот «Нога» (1991) Никиты Тягунова с Иваном Охлобыстиным и Петром Мамоновым, наоборот, стала культовым фильмом «потерянного» поколения восьмидесятых. Автор сценария Надежда Кожушаная врать не умела (мир ее праху, рано таланты уходят). Она взяла за основу коллизию новеллы Фолкнера, но по уши влезла, вместе с режиссером, в реальность. «Это страшно. Устные рассказы нельзя публиковать. Если я расскажу то, что знаю, будет суд, убийство, наверное. Тема эта для меня закрыта. Все. Точка. Я – пас. Не хочу», – остались ее слова.
И «Пешаварский вальс» (1994) Тимура Бекмамбетова и Геннадия Каюмова – сильный, трагичный; множество, как и у «Ноги», призов, – но утонувший в бездне кооперативного тогда кинопроката.
А потом Афган как драма был отторгнут нашим кино. В лучшем случае, в сюжетах возникали «афганцы» – вернувшиеся более-менее здоровые люди, как-то устраивающиеся в мирной жизни. И только по телевизору мы видели раз в год пьяных, буянящих в фонтане разного возраста мужиков в голубых беретах. Иногда радио рапортовало, что им увеличены льготы на три рубля в год. Или вроде как стыдилось, что другие стали «авторитетами», и дело дошло до взрыва на кладбище… Общество не знает, как относиться к этим людям, до сих пор. Жалеет-презирает одновременно.
С другой стороны, в последние годы военная тема возвращается на экран (сменяя бандитскую). После классических о Великой Отечественной картин 50-х и 60-х, после достижений «ленфильмовской школы» 70-х – 80-х, после официозных идеологических эпопей, после несусветных боевиков 90-х, после фальшивой насквозь поп-«Звезды» продюсера Шахназарова появились «Последний поезд» Алексея Германа-сына, «Свои» Дмитрия Месхиева – и доказали, что новые военные фильмы возможны. «Война» Алексея Балабанова впервые профессионально рассказала про Чечню.
Федор Бондарчук, очень успешный клипмейкер и автор рекламных роликов, а также бизнесмен-ресторатор, совершенно естественно и правильно хочет наследовать лучшим традициям мосфильмовской школы. И, в первую очередь, примеру своего отца, которому и посвятил свой дебют.
Сергей Бондарчук поставил два знаменитых военных фильма – «Судьба человека» (1959; шесть лет назад Бондарчук-младший задумывал римейк, но в итоге вышла именно «9 рота») и «Они сражались за Родину» (1975) по рассказу и роману Шолохова соответственно, а также эпопею «Войну и мир» (1965-67). Сын, безусловно, не только досконально изучил произведения отца, но знаком и с первоисточниками. В частности, хорошо знает толстовскую мысль об истории, которая созидается не полководцами, а соединением воли каждого человека в одну народную волю.
Так в его картине – по сценарию, не забудем, Юрия Короткова (это профи: «Авария – дочь мента», «Женская собственность», «Страна глухих» и другие) – появляются прямые цитаты из советской военной киноклассики (хрестоматийный пример: проезд танка над солдатом в окопе – смотрите «Балладу о солдате» Григория Чухрая).
А прежде цитат – классическая драматургия, которая велит составить общее из частного. Вот вам семь пацанов, у каждого своя жизнь, а умереть придется всем одинаково. Умереть тупо, героически – (нужное подчеркнуть). Кстати, они вовсе не отморозки, а обычные ребята; отличается от других Воробей (опытный Алексей Чадов), более-менее запоминаются Лютый (Артур Смольянинов) и, благодаря тому, что художник, Джоконда (Константин Крюков).
Точно такая же драматургия в основе военных голливудских картин, с которыми Бондарчук и Коротков превосходно знакомы. У классической «Цельнометаллической оболочки» Стенли Кубрика они одалживают (первое такое заимствование, хоть и скромнее, произвел Никита Михалков в «Сибирском цирюльнике») общую композицию «учебка – поле боя». И ситуацию с громилой-капралом, считающим новобранцев полным, простите, говном (это цитата). Которых он, тем не менее, должен обучить всему, что знает сам, – дабы они, по возможности, вернулись на Родину. Михаил Пореченков в роли прапорщика Дыгало – сущего зверя, страдальца внутри, – на мой взгляд так же фальшив, как грим на его щеке.
А у неклассической, но этапной поделки Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» – там в наиболее четком и концентрированном виде предстала как великая американская идея, так и великая схема типового крупнобюждетного блочного кино – авторы «9 роты» позаимствовали как раз эту схему. Ровно через час действие переносится из «игрушечных» условий в «настоящие» боевые, вместо Дыгало возникает другой «отец солдатам» – Хохол (это сам Бондарчук, он не хлопочет телеизвестным своим лицом и выглядит, в отличие от Пореченкова, мощной личностью). За двадцать минут до финала идет сражение, потом наступает благостное затишье, которое грубо прерывается коварным врагом: живописные моджахеды бессчетно поднимаются со склона горы, и рукопашная неизбежна. Останется в живых один Лютый – кто-то должен рассказать голосом за кадром, чего наши герои не знали тогда и что вообще стало потом.
Я так беспардонно говорю о финале (рецензенту вообще-то не следует) потому, что публика уже насмотрелась этих всех, извините, экшенов и лучше меня знает, как что строится. Если возникнет детский рисунок в начале – он непременно окажется залит кровью в конце. Коли снимет с себя воин амулет – немедленно погибнет. А гарнизонная шлюха непременно будет романтизирована: солдат-интеллигент назовет ее красавицей и с кем-нибудь сравнит (в данном случае – с Кипридой)…
Но Бондарчук, скажете вы, и не делал авторского кино. Не претендовал на лавры Френсиса Форда Копполы с его тягуче-кошмарным «Апокалипсисом». Не имел претензий Теренса Малика, два десятка лет молчавшего, а потом создавшего «Тонкую красную линию» – зыбкую, мистическую, странную.
Бондарчук хотел сделать дорогой военный фильм для нынешней аудитории. И сделал. 9 миллионов долларов объявленный бюджет. Визуальные и компьютерные эффекты. Участие армии – вертолеты летают (только что не под Вагнера), танковые колонны утюжат дорогу в горах – несколько минут ползут в финале титры с благодарностью офицерам, старшим офицерам и генералам. (Бондарчуку наверняка пришлось платить русским и украинским воинским частям, его отцу советская армия помогала по указке свыше – вот почему «Война и мир», в пересчете на нынешние цены, признан самым дорогим фильмом в истории). Натура с достройкой (как возводили, чтобы бомбить, кишлак – читайте в Интернете). Работа каскадеров. Операторские труды…
Но все это, увы, превращается в голый дизайн. Поскольку в искусстве форма есть содержание, а форма тут, повторю – матрица, клише. Эти клише использованы так мастерски-расчетливо, так умышленно, что места для мало-мальски живой эмоции почти нет – лишь иногда, на уровне эпизодов. Пошел солдат, скажем, в кишлак за спичками – любой поворот тропки сулит гибель. Мы волнуемся. Мы вознаграждены за сочувствие: нам показали Смерть в образе старика с голубыми от бельм глазами. А в другой раз показали Смерть в облике мальчика с глазами-ненавистью. Еще был незапомнившийся лицом старик с ослицей…
Два с половиной крупных плана врага и не больше – совсем не случайность. Военный боевик не предполагает гуманизма – зритель не должен думать о тех, кого убивают наши герои. За что, собственно, убивают. На чьей земле.
Но преступная имперская бессмысленность именно этой войны так и не отыгрывается должным образом даже на уровне сюжетной схемы. Зоркий солдат прицельно стреляет в монету, повернутую к нему гербом СССР, – эпизод же не имеет никакого подтекста. Во время присяги генерал спрашивает, все ли по-прежнему согласны отправиться в Афган (фантастическая сцена совершенно), – красный стяг развевается над плацем исключительно для композиции кадра.
Так и получается, что фильму не хватает смысла. Любого – хоть оправдательного, хоть протестного, хоть философского. Нет «второго плана», нет «незапланированных» мыслей и более-менее глубоких ассоциаций – зритель не может «присвоить» рассказанную историю, примерить ее к себе и что-то затем почувствовать. Уж тем более – испытать интеллектуальную эмоцию. Кровь не играет. Она запеклась.
Единственный итог картины – оправдание в глазах общества-недоумка и нашего странного народа буйное, в День ВДВ, поведение его же сыновей. Ветераны Вьетнама все эти годы выходят на демонстрации, поддерживаемые прогрессивными американцами (наверняка, есть и синдромы Рембо, но я сейчас о другом), – у нас кто когда открыто и массово солидаризовался с афганцами и их семьями.
А Федор Бондарчук… что ж, он сделал громкое во всех смыслах кино. Вернул фамилию на экран, и это отдельная история для профессионалов кинопроцесса. Но фишка в том, что папа, несмотря на все батальные эпизоды, в свои лучшие годы умел тихим фильмом, тихой сценой вызвать гнев или слезы, успокоение или боль. Способен ли сын.
Живая кровь бесшумно делает работу свою. Кровь из умирающего бьет фонтаном. Запекшаяся – лишь обозначает старую рану.
Этой публикацией портал ЮГА.ру начинает серию рецензий известного российского журналиста и кинокритика Ольги Шервуд .
Ольга Шервуд родилась 4 июня 1957 года в Ленинграде. Окончила факультет журналистики Ленинградского Государственного Университета (1981). Работала на киностудии «Ленфильм», в газете «Кинонеделя Ленинграда».
С 1985-го по 2005 год – корреспондент, обозреватель, редактор отдела культуры газеты «Вечерний Ленинград»/»Вечерний Петербург».
С апреля 2005-го – обозреватель отдела культуры газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
Публикуется в разных изданиях обеих столиц.
Автор киноматериалов сайта фильма «Брат-2». Пресс-атташе фильма «Русский ковчег» и автор его сайта.
Несколько лет работала в отборочной комиссии Петербургского Международного кинофестиваля неигровых, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку». Неоднократно была в жюри разных фестивалей (конкурс «Открытые ночи» фестиваля фильмов стран СНГ и стран Балтии «Киношок», «Золотой абрикос» в Ереване, Международного Канского видеофестиваля, петербургских фестивалей «Питеркит», «Начало», «Дебошир Фильм Фестиваль» и других).
Лауреат премии «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России (1999). Почетный кинематографист России (2003). Имеет правительственные награды.
Источник
9 рота
- Военная драма
- Боевик
«Art Pictures Group» Телеканал «1+1» Телеканал СТС Украинская медийная группа
Matila Rohr Productions
- Юрий Коротков
« | » | |
— Эпиграмма Григория Борисова по поводу фильма «Борис Годунов» авторства Сергея Бондарчука |
«9 рота» — художественный фильм в жанре военной драмы, снятый Фёдором Бондарчуком. В свое время считался очередным прорывом в отечественном кинематографе, стал самым кассовым фильмом 2005 г. и заработал множество престижных наград. Он даже номинировался на Оскар, но в шорт-лист в результате так и не попал. Вместе с тем фильм заработал и множество критических отзывов из-за искажения исторических фактов, хотя в титрах было заявлено, что сценарий основан на реальных событиях. В результате данная картина являет собой ярчайший пример проблемы противоположных оценок в отечественном кинематографе и в фильмографии Ф. Бондарчука в частности (учитывая, что последующие его работы принято уже ругать без всяких оговорок).
Сюжет [ править ]
Фильм начинается с дождливой сцены в призывном пункте где-то в Красноярске. Молодых ребят забирают в армию, уже мелькают лица главных героев, и нас постепенно с ними знакомят, как и с их характерными особенностями. Воробей со слезами прощается со своей девушкой Олей. Джоконду поднимают на смех за его желание взять с собой в армию кисти и краски. Пьяного Рябу друзья вносят в ворота на руках. Противный Чугун с ходу начинает козлить в отношении Воробья и делать оскорбительные намеки в адрес его девушки. А Лютый даёт по мордасам излишне болтливому парикмахеру. Потом главные герои встречаются, знакомятся и за кадром переносятся в учебную часть в Ферган, где к ним присоединяется призывник-чеченец, получивший прозвище Пиночет. Их принимает под свое крыло старший прапорщик Дыгало, который устраивает для ребят трёхмесячный ад, из-за которого некоторые из них чуть было не исчезли из кадра, решив уже отказаться от отправки в Афганистан. Наконец, ребята выпускаются и, чувствуя себя настоящими «хряками», способными жевать колючую проволоку, погружаются в самолет и летят в Афган, непосредственно на войну. Афганистан встречает их сбитым самолётом (к счастью, другим), ребята с порога набираются впечатлений, а тут еще их насильно разделяют. Пиночета и Рябу, а также еще каких-то персонажей из массовки отправляют в 4-й роту. А остальных, обозвав вместо приветствия хулиганами, алкоголиками и сексуальными маньяками, препроваживают в ту самую 9-ю роту, о которой и был снят данный фильм.
Парни знакомятся с «дедами» Хохлом, Афанасием и Курбаши, которые в свою очередь принимают их под свою опеку и, заставив забыть все, чему их учили в учебке, начинают воспитывать их непосредственно в полевых условиях. В дальнейшем ребятам придется пройти через многое — через первый бой, первое убийство духа (отличился Воробей), воровство тушёнки и празднование первого нового года в Афганистане. Для большинства персонажей он оказывается и последним. На жесткой боевой сцене фильм заканчивается, и далее под печальную мелодию идет эпилог. До него удалось дожить только Лютому .
Актёры и персонажи [ править ]
- Рядовой, а потом младший сержант Олег Лютаев, он же Лютый (Артур Смольянинов) — призывник по происхождению из социальных низов, детдомовец, тертый калач, наиболее подготовленный к предстоящим испытаниям. Прирождённый лидер. Кажется агрессивным, но на самом деле имеет золотое сердце — того же самого рохлю Воробья берет под свою опеку.
- Рядовой Владимир Воробьёв по прозвищу Воробей (Алексей Чадов) — слабак и неженка, менее всего пригодный для службы в Афганистане. Если на эту войну попадали добровольно, остается только догадываться, кто вдохновил Воробья по своему желанию отправиться туда. В оригинале сценария Юрия Короткова, попав в Афганистан, получил на вооружение гранатомет.
- Рядовой Руслан Петровский с кличкой Джоконда (Константин Крюков) — художник и интеллектуал явно непростого происхождения, сноб и гордец. В дальнейшем его талант был по достоинству оценен как в учебке, так и в Афгане. А к нему впридачу был открыт еще один — поразительная меткость. Потому стал снайпером.
- Рядовой Чугайнов или Чугун (Иван Кокорин) — неприятный поначалу парень, постоянно докапывавшийся до Воробья, которого ненавидел за то, что тот оставил свою девушку на гражданке нетронутой. Сам Чугун сделал то же самое, женившись на девственнице и на следующий же день, так и не переспав с молодой женой, отправившись служить. Поступил он так, поскольку был патологическим ревнивцем, и хотел оставить для себя возможность подловить жену при возвращении в техническом нарушении девственности, а стало быть, в измене. Будучи в армии, продолжал мучиться от ревности и подозрений, и срывал злость на Воробье, оскорбляя девушку последнего и обвиняя её в том, в чём втайне подозревал свою собственную супругу.
- Рядовой Рябоконь, он же Ряба (Михаил Евланов) — первый из героев, кто увидел войну во всём её безобразии после попадания в Афганистан. Был после этого воссоединён с друзьями, демонстрируя взгляд на тысячу ярдов и бездонный колодец жизненного опыта в глазах. Одновременно с этим оказался первым из дыгаловских птенцов, кто был в дальнейшем убит на этой войне.
- Рядовой Сергей Стасенко, он же Стас (Артём Михалков) — веселый и добродушный парень, явно из деревенских, видимо, самый старший из них, поскольку единственный отправился на войну, имея на гражданке сложившуюся семью с маленьким ребёнком. Что характерно, от рук ребёнка же и погиб, будучи в Афганистане.
- Рядовой Бекбулатов, также Пиночет (Сослан Фидаров) — призывник из Грозного, присоединился к главным героям уже в учебке. Вместе с Рябой позже был разлучён с остальными, но, в отличие от того, ему повезло дожить до конца фильма.
- Рядовой Серый (Иван Николаев) — призывник, у которого тяжело болеет мать, что заставило его решиться на отказ лететь в Афганистан, о котором он на построении, впрочем, так и не заявил. Потому что хотел это сделать только в паре с Воробьём, а тот в последний момент вдруг обрёл мужество и отрицательно покачал головой. Остаётся только догадываться, как вообще в военкомате додумались отправлять единственного сына тяжело больной женщины на войну, если обычно таковых даже просто в армию призывают весьма неохотно. В оригинальном сценарии Короткова командование само отправляет Серого дослуживать возле дома. «Не имею права [посылать в Афганистан]. Ни как офицер, ни как отец».
- Старший прапорщик Александр Дыгало (Михаил Пореченков) — воспитатель будущих советских десантников в учебке, который обещал (и выполнил обещание) «драть их три месяца подряд, не вынимая, двадцать четыре часа в сутки». В прошлом сам участвовал в войне, был контужен и уволен из рядов вооружённых сил, но не оставлял надежды вновь туда попасть.
- Прапорщик Сергей Погребняк по прозвищу Хохол (Фёдор Бондарчук) — заменяет Дыгало в Афганистане в роли воспитателя, старательно отыгрывает сержанта Кремня, не забывая, впрочем, гонять своих подопечных на вражеской территории за спичками.
- Сержант Афанасий (Дмитрий Мухамадеев) — крутой усач в тельняшке, с татуировкой в виде нарисованного по памяти лица вожделенной всеми призывниками Белоснежки, санитаркиной дочки.
- Старший сержант Курбангалиев по прозванию Курбаши (Амаду Мамадаков) — военный медик, меланхоличный казах, которого война достала настолько, что даже хочет по возвращении завязать с профессией.
И другие персонажи, коих, в целом, дофига.
Тропы и штампы [ править ]
- А 220 не хочешь? — Чугун по привычке продолжал поддразнивать безответного Воробья, не ожидая, что тот однажды неожиданно впечатает ему в морду. А не нужно выхватывать из рук долгожданное письмо от любимой девушки и глумиться над ним.
- Автомат Калашникова — разумеется, в фильме про советскую армию он — главный герой.
- Адские тренировки — то, чему призывники подвергались в учебке, почти приближается к этому идеалу.
- Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры — оттуда родом Курбаши «Медицина».
- Безумный художник и Житель Страны Эльфов — Джоконда. Нет, психических заболеваний, вроде бы, не имеет, и от реальной жизни не настолько оторван. Но, чёрт возьми, он всё это на полном серьёзе? Хочет отправиться в Афганистан на войну только ради поиска источника для вдохновения, притом непосредственно с темой войны не связанного, просто на основании каких-то фрейдистских теорий? Разве это не круче отрезанного уха Ван Гога?
- Брутальный лысый — лысиной Фёдора Бондарчука посверкивает брутальный прапор Сергей «Хохол» Погребняк.
- Буквально понятые слова — Лютый перед последним учебным штурмом высоты, удерживаемой другим отделением, отдал команду со словами «Мне похер, как, хоть зубами грызите». Воробей последовал рекомендации буквально и на самом деле уцепился зубами в чью-то ногу…
- В общем, все умерли — почти все.
- Война это…
- …круто — по крайней мере, по мнению Джоконды, еще не повидавшего настоящий Афганистан. «А на войне только жизнь и смерть, и ничего лишнего. Война — это красиво!».
- …кошмар — собственно, фильм в первую очередь об этом. Данную картину можно обвинить во многом. Но тот факт, что война — это страшно, в ней не оспаривается и не искажается. В том числе и прямым текстом подсвечивается, например, в речи Лютого при его ответе на озвученную выше реплику художника: «Тебе что красиво? Красиво, когда кишки на гусеницы наматываются?».
- …смешно — забавных и нелепых моментов в фильме более чем хватает. Как при показе учебки, так и самой войны.
- Война в Афганистане — основная тема фильма.
- Восток против Запада — огромная разница двух менталитетов разъясняется будущим десантникам на лекции капитаном в исполнении Алексея Серебрякова. Ученики его, правда, слушают вполуха, потому что им «всё равно, кого мочить».
- Все женщины — распутницы — в этом на сто процентов убеждён Чугун, что заставляет его терзаться от ревности при воспоминаниях об оставшейся на гражданке жене. Странно, что при этом Белоснежка — живое воплощение его предрассудочных представлений о женщинах — отвращения в нём не вызывает, а напротив, возбуждает.
- Высокоточный матснаряд — а как ещё назвать того, кто, зная, что он теперь на настоящей войне, а не в учебке, заснул на посту? Разумеется, долбоёбом.
- Горы и горцы — чеченец Пиночет.
- Глухое ожидание перемен — события фильма происходят в последние годы Перестройки. Михей вслух говорит об этих событиях, о которых им рассказывают по радиоприёснику. А в эпилоге Лютый верхом на БТР, покидая Афганистан, одновременно покидает и СССР и въезжает прямиком в эпоху бесславных девяностых.
- Грозная репутация — у монументального мужика капитана Быстрова, командующего 9-й ротой. Потому местные называют его «злым великаном» (Кохраманом по персидски, قهرمان)
- Дети-солдаты — один из них, афганский мальчик с «калашом», убил Стаса, выстрелив тому в спину.
- Драматическая болезнь — контузия прапорщика Дыгало. И обезображивающие лицо шрамы. А до этого был «хороший парень, весёлый, смеялся».
- Драматическая смена причёски — происходит в парикмахерской, где персонажи меняют гражданские шевелюры, каре и полубоксы на казённые армейские «ёжики». Лютый подсвечивает связь смены прически с крутым поворотом в своей жизни, в слоу-мо проведя ладонью по обритой голове, сопровождая это крутым проходом.
- Дружественный огонь — из-за него погиб в самом конце фильма Афанасий. Слишком далеко высунулся из-за укрытия и слишком громко заорал «Ура! Наши!». И заработал случайную очередь в грудь из станкового пулемёта с советского вертолёта.
- Закадычные враги — десантник с дальнего гарнизона Патефон и душман Ахмед. Прежде чем начинать перестрелку, обязательно здороваются друг с другом и обмениваются для порядка ругательствами. Притом, что вплоть до смерти Ахмеда они друг друга в лицо не знали.
- Злые партизаны — душманы по отношению к советским десантникам.
- Игры азартные и не очень — в картишки режутся «деды», пока молодняк закрепляется на высоте. Правда, вместо денег расплачиваются друг с другом расписками с обещаниями заплатить проигранную сумму при возвращении на гражданку.
- Кнопка берсерка — вы рискуете своими зубами, когда хоть в чем-то сравниваете Пиночета со свиньей. Ибо у мусульман свинья — это грязное животное. У них за такие слова убивают.
- Коньяк и радио — Ашот, который не хотел «хлебать говно» вместе с Михеем.
- Может, магия, а может, реальность — амулет, подаренный Лютому дембелем-сверхсрочником, столкнувшимся с ним в аэропорту. Не он ли помог нашему герою стать единственным выжившим после финального боя? А сам дембель погиб в сбитом ракетой самолёте только потому, что лишился магической защиты амулета, подарив артефакт Лютому? Бр-р-р! Кто его знает…
- Мужчины не плачут — здесь они плачут, и очень часто. Не считая Воробья, который в принципе весь фильм вёл себя как девочка, слёзы проливал Дыгало, когда ему отказывали в отправке обратно в Афганистан.
- Наделать в штаны — Воробей напрудил в штаны от испуга во время учений, когда над его головой проехал танк. Закономерно подвергся насмешкам от сослуживцев, которых быстро осадил Дыгало.
- Неконсумированный брак — Чугун, женившийся накануне дня призыва. «Ну, говорит, теперь я твоя. Давай, говорит, теперь жена, теперь положено. Думает, что я совсем дурной! А я ворота отворю — гуляй два года! Всю ночь ревела — как же, говорит, жена — и нетронутая. А я говорю: приду, проверю, не дай Бог, увижу — убью, суку! Так и оставил…». Приходить и проверять оказалось некому.
- Непристойно — значит, смешно: что поделать, герои — всего лишь мальчишки. Тем более, военные. Кто не похабничает, тот не солдат. Потому они так заразительно хихикают над Джокондой, который на лекции по взрывному делу слепил из куска пластида фаллос…
- Неуставные взаимоотношения — проще говоря, дедовщина. «Старички» в лице Хохла, Афанасия и Курбаши не зверствуют, но всё равно позволяют себе погонять салаг.
- Основано на реальных событиях — для нашей страны чуть ли не кодификатор, поскольку эти же слова были белым по чёрному напечатаны на экране. Притом, что к тем самым реальным событиям фильм имеет весьма опосредственное отношение. Бондарчук ошибки учёл, и следующий свой «исторический» фильм «Сталинград» снимал уже без «отсылок к реальным событиям».
- Ошибка слепого — майор-подрывник на лекции по взрывному делу из-за слабого зрения не разглядел, что Джоконда слепил из учебного пособия половой член… И тыкал им в воздух, дополняя этим жестом свои объяснения, чем вызывал гомерический хохот призывников.
- Смешнее всего то, что в этот момент он именно что говорит: «Не тыкайте им [пластидом] куда попало!». И весьма экспрессивно говорит.
- Пацаны с раёна — Лютый явно из их числа, учитывая его повадки, жесты и нередко срывающиеся с уст характерные выражения.
- Печальный символ — рисунок, подаренный Стасу его сынишкой. После смерти Стаса друзья подобрали рисунок продырявленным и заляпанным кровью.
- ПТСР — ярко выражен у Дыгало, получившего контузию и заработавшего комплекс вины выжившего после того, как он остался один после гибели его взвода в сражении. На этой почве, видимо, страстно желает умереть, желательно, на поле боя, дабы придуманную самим собой вину изгладить. Потому и продолжает настойчиво атаковать все возможные министерства с просьбой отправить его обратно в Афган. Также ПТСР появился у Рябы, попавшего в ту же переделку, что и его бывший воспитатель. И можно предположить, что Лютый за кадром тоже будет им страдать.
- Раш — в последней битве «чёрные аисты» атакуют кордон в полный рост, наступая сплошной волной, чего в реальности никогда не делали.
- Сало и горилка — украинцы Сергей «Хохол» Погребняк и десантник с дальнего гарнизона по имени Михей, так смешно разговаривающий на родной мове.
- Самоуверенный мерзавчик — парикмахер, остригавший Лютого. Попытался колотить понты, хвастая своим «халявным» тёпленьким местечком, за что и получил по морде от восстанавливающего справедливость Лютого.
- Секс перед битвой — педаль в пол. Сексом занимаются с одной и той же женщиной целая толпа мужчин (спасибо, что не одновременно). И впереди у них не одна битва, а череда их… да что там, целая война! С которой почти никто их них не вернется.
- Сержант Зверь — старший прапорщик Дыгало, разумеется. Возможно, самый яркий представитель данного тропа в отечественном кино, тем более, что образ Дыгало переполнен доверху отсылками к сержанту Хартману из «Цельнометаллической оболочки», вплоть до прямого цитирования реплик последнего. «Вы здесь даже не люди. Вы здесь — говно. А людей из вас буду делать я!».
- Синие, как лёд, глаза — у старика из кишлака, который так сильно напугал Джоконду.
- Смищной аксэнт — «Я тваю маму абал, папу абал, брат-сестра абал!».
- Снобы против жлобов — суть конфликтов между Джокондой и Лютым. Слишком велика разница между парнями в плане социального происхождения, воспитания и образования.
- Случайное убийство — наверное, друзья Воробья так и не узнали, что он стал первым среди них убийцей «духа» только потому, что палец рефлекторно дёрнулся на спуске, когда тот самый «дух» оступился на камне при отступлении. А до этого он заговаривал Воробью зубы очень милой беседой, и тот даже не думал его убивать.
- Теперь банановый — многие считают фильм «Девятая рота» «Цельнометаллической оболочкой» С. Кубрика и отчасти «Взводом» О. Стоуна, только с Афганистаном вместо Вьетнама. Отношение к этому тоже разнится. Одни считают, что им показывают талантливо собранный набор отсылок и оммажей, другие называют фильм Бондарчука обыкновенным плагиатом.
- Увеселительная травка — ею обкурились главные герои втайне от Дыгало перед самой отправкой в Афганистан. Ну правильно, может, последний раз удовольствие испытываем, гулять так гулять! Воробей заодно узнал от Лютого, что такое цыганский косяк.
- Характерный тик — спичка, постоянно зажатая в уголке рта у Джоконды.
- Красноярск и его окрестности — родина большинства главных героев. Здесь же они призываются в армию.
- Целомудренный герой — Воробей. Отчаянно цеплялся за свою девственность, потому что не мог «как животное, с кем угодно, где угодно». Девственником и погиб.
Военные фильмы | |
---|---|
Исторические | 9 рота • Александр Невский • Апокалипсис Сегодня • Балканский рубеж • В бой идут одни «старики» • Грейхаунд • Дайвинг-курорт на Красном море • Дюнкерк • Звезда • Зулусы (Рассвет зулусов) • Иваново детство • Иди и смотри • Отряд • Солдатик • Счастливого рождества, мистер Лоуренс • Падение Чёрного Ястреба • Переход • Проверка на дорогах • Сахара • Спасти рядового Райана • Рядовой Чээрин • Танк «Клим Ворошилов-2» • Тобол • Фронт • Чапаев • Царство Небесное • Цельнометаллическая оболочка • Чистилище |
Не исторические | 300 спартанцев • Бесславные ублюдки • Мы из будущего • Снайпер |
Искусство на военную тематику | ||
---|---|---|
Древний мир. Средневековье | Троянская война (Гомер, «Илиада») • Гражданская война в Англии (Столпы Земли) • Греко-персидские войны (Анабасис • Саламин • 300 спартанцев) • Троецарствие (Одноимённый роман) • Гэмпэй (Повесть о доме Тайра) • Реконкиста («Песнь о моём Сиде» и экранизация • «Песнь о Роланде») • Крестовые походы (Царство Небесное • Medieval II: Total War: Kingdoms (Компания крестоносцев) • Assassin’s Creed I) • Ливонский поход на Русь (Александр Невский • Medieval II: Total War: Kingdoms (Тевтонская компания) • Столетняя война (Проклятые короли • «Thy Majestie», «Jeanne D’Arc» • Бесконечный Мир) • Намбокутё (Повесть о Великом Мире) • Сэнгоку (Игровая серия Total War — Сёгун и Сёгун 2) | |
Новое время | Тридцатилетняя война (Симплициссимус • Приключения капитана Алатристе • Sabaton, первая половина альбома «Carolus Rex») • Северная война («Полтава» Пушкина • Sabaton, вторая половина Carolus Rex • Тобол) • Семилетняя война (Гардемарины — III) • Американская революция (Сыны свободы) • Наполеоновские войны («Война и мир» (и несколько экранизаций) • Граф Монте-Кристо (завязка) • «Мёртвые души» (вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине») • Приключения королевского стрелка Шарпа • Пушкин, «Черногорцы» • М. Лермонтов, «Бородино») • Англо-американская война (Табу) • Гражданская война в США (Wildwood Boys • Джоси Уэйлс — человек вне закона • Хороший, плохой, злой • Рождение Нации) • Англо-бурская война (Капитан Сорвиголова • Р. Киплинг • «Человек с побелевшим лицом»/«Побелевший воин» («Архив Шерлока Холмса») • Оборона Дурацкого брода) | |
Первая мировая война | Киплинг • Похождения бравого солдата Швейка • Тихий Дон • Лоуренс Аравийский • Red Baron • Война в небе – 1917 • Sabaton • Ария • Battlefield 1 | |
Гражданская война в России | Бронепоезд 14-69 • Булгаков («Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных») • Кондуит и Швамбрания • Хождение по мукам • Тихий Дон • Белое солнце пустыни • Достояние республики • Кто заплатит за удачу? • Неуловимые мстители • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Чапаев • Адъютант его превосходительства • Assassin’s Creed Chronicles: Russia | |
Вторая мировая война и её последствия | Литература: Б. Васильев («А зори здесь тихие…» • «В списках не значился») • Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере») • Лев Кассиль («Великое противостояние» • «Улица младшего сына» • «Дорогие мои мальчишки») • В. Линна («Неизвестный солдат») • Б. Полевой («Повесть о настоящем человеке») • «Живые и мёртвые» • М. Шолохов («Судьба человека») • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Я. Пшимановский («Четыре танкиста и собака» (и его экранизация) • Стюарт Слейд («Изо всех сил») Источник |